Как, задействуя телесный уровень, мы можем помогать ребенку в поведении и общении • Школа родительства «Большая Медведица»

Сегодня познакомимся с понятием тонуса и определим, каким образом тонус связан с поведением ребенка. На связи Олег Леонкин, десткий реабилитолог.

Почему акцент именно на тонусе?

Во-первых, это самый доступный способ диагностики. Не нужны никакие приборы, чтобы определить: снижен, повышен, изменился ли тонус.
Во-вторых, все наши реакции (и эмоциональные в том числе), все, что мы выдаем в ответ на какое-то воздействие, связаны с тонусом→

Видели Вы когда-либо человека, который смеется в совершенно расслабленном состоянии, не напрягая тело?

Можете ли громко хлопать, не распрямив ладоши?

Насколько эффективно вы способны удерживать слуховое или зрительное внимание в беседе, постоянно передвигаясь по помещению, меняя положение тела?..

Всю информацию наш мозг получает от сенсорных систем, т. е. через тактильный, зрительный, вестибулярный, слуховой и др. анализаторы. Но результат работы этих анализаторов также во многом зависит от тонуса.

Например, для развития тактильного анализатора важно знакомить ребенка с разными поверхностями. Однако качество ощущений, которые ребенок получает при ощупывании, как раз зависит от тонуса (насколько телесно комфортно изучать ту или иную поверхность)

В-третьих,

именно тонус обеспечивает удержание внимания
и потому в конечном счете влияет
и на обучение, и на поведение, и на общение.

Слайд из презентации ко второму практикуму Цикла
«На старт, внимание… ! Роды и младенчество: влияние на характер и путь к успеху»

В-четвертых,

работа с тонусом ― это уникальный инструмент
для помощи ребенку.

Все, что мы видим, мы можем оценить. Поскольку от удержания тонуса зависит так много сфер, то воздействуя на него (фактически, на тело), мы можем вносить изменения и в поведение, в эмоциональные реакции.

Как использовать знания о тонусе?

Есть три основных вида тонуса. Понимая, о каком из состояний идет речь в каждом конкретном случае, мы можем более точно находить способ для помощи ребенку.

1. Нормальный тонус (Нормотонус)

Это тонус, про который мы ничего не можем сказать, т. е. нас все устраивает во взаимодействии с ребенком:

  • нам удобно с ним;
  • ребенок достаточно быстро обучается, реагирует, приспосабливается, переводит новые навыки в автоматизм.

Но как только появляются «маркеры», которые нас беспокоят (например, ребенок встал на цыпочки или постоянно падает с самоката), нужно разбираться.

2. Пониженный тонус (Гипотонус)

Низкий в этом случае не означает слабый.

Если ребенок / взрослый находится вне действия, то он как будто вялый, расслабленный. Чтобы начать действовать, реагировать, такому ребенку сначала нужно набрать / поднять тонус… и делает он это «своими» особенными способами ― через мощные реакции на раздражители, через повышенную активность.

Некоторые признаки сниженного тонуса для разных возрастных групп→

До 1 года может проявляться в следующем:

  • Ребенок неудобен на руках (сходство с удержанием шарика с водой, постоянное «перетекание»).
  • Часто переедает (пока не будет полностью заполнен желудок, тонус не набрать) и достаточно сильно срыгивает.
  • Мучают запоры.
  • Диатезы (аллергическая реакция срабатывает вновь по накопительному принципу).
  • Трудности с засыпанием (от часа и более), частые вздрагивания во сне с пробуждением (каждые 2 часа).

От 1 года до 3 лет:

  • Ребенок постоянно в движении, куда-то несется, не может усидеть на месте.
  • При этом неуклюж, вечно куда-то врезается, падает (речь не о раннем периоде обучения новым навыкам).
  • Плохо идет на компромисс (через сопротивление набирает тонус).
  • С трудом удерживает внимание.
  • Предпочитает общаться с понимающими взрослыми, т. к. сверстники не готовы мириться с его «характером». Такой ребенок часто взрывается, может слишком активно выражать радость, слишком крепко обнимать, что многими трактуется как агрессия.

После 3-х лет:

  • Ребенок пытается поставить себя главным, придумывает правила для других.
  • Всячески привлекает к себе внимание.
  • Взрывается по любому поводу.
  • Испытывает трудности в обучении, в т. ч. из-за невозможности удержать внимание, усидеть.

Что делать?

Помогать ребенку набирать тонус (через сопротивление, напряжение), а затем переводить его в нормотонус и удерживать как можно дольше в таком состоянии.

Постепенно ребенок будет приобретать новый навык и переносить его на все сферы своей жизни.

Как это сделать?

Вот несколько практических рекомендаций →

– Совсем маленького ребенка (примерно до полугода) с гипотонусом крайне важно подолгу носить на руках ― так мы фактически учим его своим телом, передавая информацию о нормотонусе.

При этом совсем неважно, используем мы слинг или носим именно на руках. Это взаимодействие двоих, и от самочувствия мамы (спина, плечи, усталость), ее ресурса зависит и состояние ребенка.

– Как только ребенок начинает ползать ― создаем дополнительные препятствия, сопротивление на полу (накидываем подушки).

– По возможности используем при гипотонусе беговел: ноги активно работают и при этом верхняя часть тела находится в напряжении, обеспечивая устойчивость.

– Подбираем нужный кружок. В качестве примера: стрельба из лука, скалодром, робототехника, театральная студия.

– Чаще крепко обнимаем ребенка:)

3. Повышенный тонус (Гипертонус)

Здесь все наоборот.

Никакой чрезмерной двигательной активности при гипертонусе нет (существует ошибочное мнение о гиперактивных детях с повышенным тонусом). Речь о скованности движений и напряжении.
Некоторые признаки сниженного тонуса для разных возрастных групп→

До 1 года гипертонус может проявляться в следующем:

  • Ребенок малоподвижен.
  • Напряжен ― это невозможно не почувствовать.
  • Ребенка хочется растрясти, буквально снять напряжение.

От 1 года до 3 лет:

  • Ребенок медлителен.
  • Быстро устает.
  • Внешне может не выдавать своих переживаний.

После 3-х лет:

  • Часто не успевает за сверстниками, чувствует свою неуспешность.
  • Очень острожен.
  • Рассудителен не по годам.

Что делать?

Для снятия гипертонуса не нужен расслабляющий массаж
― он не учит ребенка расслаблению.

Чтобы расслабиться, нужно еще сильнее напрячься, после чего происходит переход в нормотонус. Чем чаще мы напрягаемся, тем больше экономим силы и в итоге постепенно учимся не напрягаться.

Как это сделать?

Несколько практических рекомендаций →

  • Совсем маленьких детей пеленаем всевозможными нестандартными способами.
  • Активно стимулируем вестибулярный аппарат, даем ассиметричную нагрузку. Здесь отлично подойдет именно самокат (беговел как раз дает симметричную нагрузку) ― гипертонус как будто разбивается подобной нагрузкой.
  • Подбираем нужный кружок. В качестве примера: занятия на батутах (прыгать на абсолютно прямых ногах долго не получится, постепенно будет нарабатываться пластика), картинг, горные лыжи.

Подробнее о том, как физиология влияет на поведение ребенка и что с этим делать, поговорим на онлайн-курсе детского реабилитолога Олега Леонкина «Они не специально! Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)».

На второй лекции обсудим:

Связь сенсорных систем с нежелательным поведением. Как помочь ребенку

· Что такое адекватное и неадекватное поведение?
· Cенсорные системы (зрение, слух, тактильность, проприорецепция, вестибулярный аппарат) и взаимосвязь их работы с поведением ребенка.
· 4 базовых этапа развития сенсорных систем. Что с ними происходит на протяжении жизни. Как можно влиять на сенсорные системы в 2 года, 10, 20 и 40 лет?
· Игры, примеры и упражнения для развития сенсорных систем по возрастам.
· Простые приемы, которые легко вписать в ежедневную рутину семьи, не выделяя на них дополнительного времени и сил.

Присоединяйтесь по самой лучшей цене сейчас. С 1 мая цена вырастет в 2 раза и составит 11.200 рублей.