«Как подумаю о первом классе, сразу тревожно становится» • Школа родительства «Большая Медведица»

«Первый класс еще впереди, а я уже переживаю… »

«Моей дочке в следующем году в первый класс. Подруга записала своего сына на подготовительные курсы. А я в раздумьях, точно ли это нужно. Дорогие родители, как у вас? Поделитесь». 

― Конечно, нужно. Ребенок должен приходить в школу подготовленный. Так ему легче будет. Быстрее программу усвоит, не будет отставать, переживать. Я своего тоже записала. К тому же дома занимаемся регулярно по разным пособиям.

― Бред какой-то! Зачем учить перед школой тому, чему должны обучать в школе. Учителя на то и в школе. А ребенок освоит основное перед школой и потом скучать на уроках будет. Интерес к учебе пропадет. 

― Отстаньте от ребенка. Дайте ему еще побыть без учебников и пособий. Потом и так засядете за домашками. Не лишайте его детства раньше времени.

― Сейчас в классах по 35-40 человек, программа сложная, учителя физически не могут всем внимание уделить. Лучше подстраховаться и подготовиться заранее/

….

На этом сообщении мы прервем классический диалог заботливых родителей будущих школьников. И попробуем посмотреть на запрос немного шире.

Мнения разные. Однако в основе каждого ― естественное желание нас как родителей, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в школе:  чтобы в первом классе он справился с адаптацией, не испытывал трудностей с учебой и… хотел учиться.

Но реальность часто не совпадает с ожиданиями. И мы сталкиваемся с другим:

― Трудно с письмом / чтением / математикой / «Окружающим миром».

― Домашки в первом классе нет, но мы вместе сидим за тетрадями и учебниками часами.

― Ничего не успевает.

― Невнимательный. 

― Больше не хочет в школу.

Почему так происходит?

Причина часто заключается в том, что «подготовка к школе» и «готовность к школе» оказываются «сами по себе», т. е. процесс подготовки не учитывает в полной мере, что является признаками готовности. 

По мнению детского нейропсихолога, клинического психолога Наталии Романовой-Африкантовой, к трудностям в обучении чаще всего приводит следующая ситуация→


Родители и «курсы подготовки к школе» упорно учат детей читать и писать, а исследования рисков школьной дезадаптации показывают, что главными причинами, по которым дети сталкиваются с трудностями в обучении, являются:нейромоторная и эмоционально-волевая незрелость, недостаток произвольного внимания,неспособность к организации деятельности, планированию и контролю.

Исследования публикуются, а родители и курсы снова предлагают детям буквы и цифры, потому что результат таких занятий заметнее, измеримее. Он успокаивает родителей, создаёт видимость того, что ребенок готов к школе, раз умеет читать и писать. Но готовность к школе определяется не тем, как ребенок уже научен тому, что только должен будет изучать, а тем: как он может учиться, насколько он готов воспринимать преподаваемое, слышать учителя, общаться с одноклассниками, самостоятельно выполнять домашнее задание, адекватно относиться к оценкам.

Большинство из этих навыков невозможно развить за 2 раза в неделю по 45 минут на занятиях в классе. Они развиваются каждый день — в семье, в игре, в тех занятиях и упражнениях, которые на самом деле показаны завтрашним первоклассником вместо сидения за партами уже сейчас. От того, насколько родители готовы к тому, что их ребенок пойдет в школу, тоже зависит успешность школьной адаптации. 

Вопросов и обоснованных тревог у родителей будущих первоклассников действительно много. 

Поэтому мы решили снова пригласить Наталию Романову-Африкантову в нашу родительскую школу, чтобы разобраться, какие стратегии ошибочны и как мы можем реально помочь своим детям подготовиться к школьному обучению.

Наталия провела онлайн-практикум «К школе готов!».

В первый день:

  • мы разберем, что такое психологическая, педагогическая, физиологическая и когнитивная готовность к школе;
  • проведем простую диагностику школьной готовности ребенка;
  • выявим риски и «подводные камни», определим сильные стороны будущего школьника;
  • обсудим, в каком возрасте лучше идти в школу, если ребенок родился осенью или зимой.

Во второй день:

  • обсудим, что хорошего есть на курсах подготовки и чего они точно не дают;
  • «пройдемся» по кружкам, которые могут быть полезны в предшкольный год;
  • посмотрим, стоит ли обучать письму и чтению ребенка до школы;
  • разберем простые упражнения на развитие важных для обучения навыков;
  • наметим шаги по подготовке ребенка к школе.

Практикум будет полезен:

  • для родителей «завтрашних» первоклассников ― вы сможете лучше подготовиться, учесть возможные сложности и скорректировать при необходимости свои действия сейчас при выборе кружков, занятий и т. д.;
  • для родителей, чьи дети родились осенью или зимой ― информация поможет принять более взвешенное решение о том, в каком году идти в первый класс;
  • для родителей детей 5-6 лет ― у вас будет более целостное представление о готовности ребенка к школе, которое поможет выстроить грамотную стратегию по подготовке к обучению в будущем.

Практикум можно посмотреть в записи.

Узнать все подробности и
записаться на практикум