Как поддерживать ресурс ребенка, чтобы он хотел учиться • Школа родительства «Большая Медведица»

Почему каждый родитель должен знать о том, как влияет ресурс ребенка на его успешность

Стоит нам задуматься о детском ресурсе, как тут же открывается тьма внутри нас самих. Ведь никто не спрашивал нас в детстве, хватает ли у нас сил на школу, домашку, дополнительные занятия и дела по дому. 

Чаще всего мы, будучи детьми, слышали:

«Не сиди без дела!»
«Опять какой-то ерундой занимаешься? Лучше бы чем-то полезным!»
«Сделал дело — гуляй смело!»
«Снова ворон считаешь?»

Нас редко или почти не спрашивали:

«Ты сразу за уроки или сначала отдохнешь?»
«Есть силы на дополнительные занятия?»
«Как ты себя чувствуешь?»

Последний вопрос вроде бы кажется логичным только тогда, когда мы болеем. Но эмоциональное опустошение может ощущаться точно таким же отсутствием сил, как и при физическом недомогании.

Подробно тему дефицитов, которые сказываются на ресурсе, а следовательно и на успеваемости ребенка в школе, мы будем разбирать вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой на практическом курсе «Если в школе трудно», который стартует с бесплатной онлайн-лекции «Спокойствие, только спокойствие. О чем не стоит волноваться родителям школьников (а о чем стоит»).

Получить запись лекции

Бесплатная онлайн-лекция «Спокойствие, только спокойствие. О чм не стоит волноваться родителям школьников (А о чем стоит)»


Как связаны детский ресурс и домашка

В этой статье мы вместе с детским нейропсихологом и автором курса «Если в школе трудно» Наталией Романовой-Африкантовой разберем, что такое детский ресурс на примере выполнения ребенком домашних заданий.

«Для того чтобы испечь блины нам нужно знать, что у нас с вечера субботы дома есть молоко, яйца, мука, соль, сахар, подсолнечное масло, или специальная сковородка, на которой можно печь блины на сухую, и так далее и тому подобное, — напоминает Наталия. — То есть мы должны убедиться, что у нас есть весь необходимый ресурс, чтобы эти блины получились.

Точно так же мы должны убедиться в том, что у ребенка есть ресурс для выполнения уроков.

Почему в школе может быть трудно? Чаще всего, потому что чего-то не хватает по рецептуре ресурса: есть какие-то функциональные дефициты, что-то не позволяет ребенку учиться успешно и самостоятельно (об этом как раз и будет наш курс). 

Какой же необходим ресурс для домашки?  

Когда ко мне на консультацию приходят с проблемами, которые связаны с домашней работой, мне очень часто начинают рассказывать: «Вот ребенок пришел из школы, поел, сел делать уроки. И мы их делаем час, и мы их делаем два часа, три часа, четыре…» 

Мне очень часто хочется сказать в ответ, что если нет муки, то блины можно печь неделю – и блины все равно не получатся. Если у ребенка нет ресурса, если ребенок истощен, устал, то делать домашку можно бесконечно.

Познавательные потребности могут возникать только тогда, когда удовлетворены первичные потребности. Сон, питание, режим, физическая активность… и кое-что ещё.

Ресурс покоя 

Например, вы приехали в лес, любуетесь какой-то красотой, пытаетесь выяснить, что это тут за ягодки-листочки, что это тут за грибочки. Но вдруг слышите рык волка или медведь вас застал. В этом случае вряд ли у вас останется познавательная потребность в изучении будущего гербария.

Аналогичным образом мы должны понимать, что безопасность для ребенка – это в том числе хорошие отношения с родителями. Если вы с ребенком все время ругаетесь, в частности, из-за той же домашки – это стресс. 

И эта та точка, в которой ребенок больше занят тем, насколько мама довольна или недовольна, нежели домашним заданием. Это та самая история, когда ломается учебная мотивация и возникает мотивация не расстроить маму или не рассердить маму.

Ребенок развивается в состоянии покоя, а состояние покоя для ребенка – это уверенность в родителях, уверенность в том, что его любят, уверенность в том, что он хороший, как минимум, для мамы и для папы. 

Нередко даже очень заботливые мамы, которые воспитывали ребенка в дошкольном возрасте по самым-самым правильным заветам, вдруг начинают в первом-втором классе постоянно что-то требовать от ребенка и расстраиваться из-за его неуспешности.

Мы почему-то забываем, что почти все взрослые на работе иногда сидят в фейсбуке или инстаграме – то есть, по сути, балуются вместо работы. 

Но нас сильно тревожит, если дети иногда не имеют настроения заниматься и балуются на занятиях. Хотя это абсолютно нормально. Как и то, что иногда они получают плохие оценки.

В начальной школе родители – еще очень значимые взрослые для ребенка. И он считывает невербальные сигналы. Даже если вы не ругаете, даже если вы не говорите о том, как сильно вы расстроились, ребенок все равно очень чувствует ваше настроение, оно ему передается.

И если вместо того, чтобы разбираться с тем, как же делать это несчастное домашнее задание, ребенок все время вынужден вас сканировать, ловить ваши невербальные сигналы и понимать, как это, вообще, все происходит, то, конечно, ему сложно, ему не хватает ресурса на то, чтобы непосредственно заняться домашним заданием.

Это наша взрослая ответственность – 

дать ребенку ресурс для выполнения домашнего задания. 

«Семья – это место, где важнее всего, что ребенок чувствует»

Чем семья отличается от любых других коллективов?

В других коллективах так или иначе важно, кто ты, или что ты знаешь, что ты умеешь на работе, или какие у тебя убеждения, какие у тебя принципы. Когда дело касается дружбы, все равно так или иначе важно, какой ты. 

А семья – это место, где важнее всего, что ты чувствуешь. 

Это единственное место, где что ты знаешь, умеешь, можешь, сделал или не сделал, написал или не написал, должно быть менее важно, чем что ты при этом чувствуешь.

И призываю не забывать, что задача родителей ни в коем случае не состоит в том, чтобы включать дополнительного учителя, дополнительного контролера, дополнительного судью, дополнительного наказывателя за плохие оценки. 

Основная родительская задача – 
занять помогающую позицию, 
чтобы ребенок смог преодолеть 
те трудности обучения, которые у него есть. 


Желаю вам всем, чтобы в вашей семье было именно так».

 __________________________

В том, какие трудности дети испытывают в школе, мы начнем разбираться на бесплатной лекции «Спокойствие, только спокойствие. О чем не стоит волноваться родителям школьников (а о чем стоит»).

Присоединяйтесь!

Бесплатная онлайн-лекция «Спокойствие, только спокойствие. О чм не стоит волноваться родителям школьников (А о чем стоит)»

_____________________

Вы также можете сразу присоединиться к практическому онлайн-курсу «Если в школе трудно», где мы будем подробно обсуждать: 

— почему ребенку может быть трудно, 
— как мы можем ему помочь и при этом не испортить отношения с ним,
— как найти в самих себе ресурс, чтобы занять помогающую позицию, а не критикующую. 

За четыре встречи вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие →

— Почему не все дети отличники
— Как вестибулярный аппарат влияет на успешность в школе
— Как схема тела связана с успехами в математике
— Почему ребенок может быть не успешен в школе, даже если он умный и старательный
— Что делать, если внимания не хватает? СДВГ и не только
— Как понять, почему ребенок невнимательный?
— А если невнимательный и неактивный?
— Как помочь ребенку с дефицитом внимания: практические советы по организации учебного процесса и пространства
— Почему могут возникать трудности в обучении чтению
— Что делать, если скорость чтения не растет
— Как помочь ребенку научиться понимать прочитанное
— Как правильно учить ребенка писать
— Как сформировать красивый почерк
— Чем вредит раннее обучение буквам и символам
— Бывает ли врожденная грамотность и как научить ребенка писать без ошибок
— Выбор вида обучения и программы для детей в зависимости от типа нервной системы 

Хотите узнать, как стать спокойным родителем школьника
и хорошо понимать возможности своего ребенка?

Наталия Романова-Африкантова, практический онлайн-курс "Если в школе трудно"