Как и от чего тревожатся дети? Когда детские страхи сами не пройдут? | Е. Жуйкова • Школа родительства «Большая Медведица»

Рассказывает клинический психолог Екатерина Жуйкова.

От смущения до тревоги, которая может полностью дезорганизовать ребенка

Начнем с самого простого проявления страха – это смущение. Например, ребенок, который стесняется попросить воды или стесняется пойти сам купить себе конфетку, или стесняется поздороваться с учительницей, или стесняется рассказать стихотворение при других людях. Это такой небольшой страх, который иногда немного мешает жить, а иногда, напротив, организует поведение ребенка.

Волнение — это когда уже страха становится чуть больше, когда мы начинаем переживать, когда мы тревожимся, что сейчас происходит, что будет дальше. И появляется уже более развернутое чувство. Иногда волнение, конечно, нам мешает: мы не можем подобрать правильные слова, не можем донести ту информацию, которую нам хочется до кого-то донести, не можем из-за волнения с какими-то задачами справиться.

Но, по большому счету, волнение часто играет хорошую роль, потому что иногда без волнения не получается ответственно к каким-то делам отнестись. Волнение мобилизует: ребенок лучше подготовится, проверит, напомнит себе стихотворение, еще раз с кем-то поговорит, посмотрит на маму, которая сидит рядом. Вот эта внутренняя собранность, внутренняя организованность часто связана с волнением.

Беспокойство – это то, что мешает жить. Тревога – еще больше мешает. Страх — еще больше. Паника вообще останавливает жизнь в тот момент, когда человек ее испытывает. Фобия и тревожное расстройство – это уже те проблемы, которые полностью изменяют жизнь ребенка, семьи, любого взрослого.

Больше всего нам важно понимать разницу между тревогой и страхом.

Страх – это комплекс реакций, который имеет связь с тем, что происходит прямо сейчас. Вот прямо сейчас на меня летит мяч. Прямо сейчас на меня бежит собака. Прямо сейчас жук начинает вползать в машину. Прямо сейчас подходит девочка, о которой я очень волнуюсь, что она может сказать. Вот в этот момент человек испытывает страх. Это происходит в настоящем моменте.

Тревога связана с будущим. Тревога рождает огромное количество потенциальных страхов. Что значит «связана с будущим»? Это означает, что ребенок не находится еще в ситуации, которая его пугает, но он уже волнуется. Никакие монстры еще не появились из-за угла, но он тревожится, что они могут появиться и может что-то случиться.

Потом, если вдруг завтра предстоят какие-то события, и надо идти в школу, надо идти в детский сад, нужно будет писать контрольную по математике и так далее, и так далее, то по большому счету это вот переживание: как это будет? – и есть тревога.

Одна из самых распространенных тревог, которые мы встречаем у детей, о которой мы будем потом отдельно говорить, – это тревога, связанная со значимым взрослым, часто — с мамой. Тревога о том, что будет с моей мамой, вернется ли она с работы, не случится ли с ней что-то страшное. Фактически, ничего еще не происходит, нет никаких пугающих событий, но внутри ребенка эти пугающие события уже происходят.

Эта тревога может быть очень сильной. Она может полностью ребенка дезорганизовывать. У маленьких детей, как правило, очень хорошая связь с мамой, и мама может эту тревогу достаточно сильно снизить. Но как только речь идет о детях 7, 8, 9, 10 лет и, тем более, когда речь идет о подростках, эту тревогу снизить маме сложно. Эту тревогу должен снижать сам ребенок. И здесь и появляется наша беспомощность. Мы говорим: «Со мной ничего еще не произошло, ничего не будет», — но ребенка это не убеждает.

Многие дети, которые страдают от повышенной тревоги, очень часто у меня на консультациях говорят, что самое ужасное и самое страшное – это когда: «Та! Просто не думай об этом. Пожалуйста, даже не переживай на эту тему. Да это ерунда». Это то, что детей оставляет с этой тревогой один на один. Это как будто бы вы оказались на планете, где куча вещей, которые вас пугают, но вы на ней один, и никто не может туда попасть: ни ваша мама, ни кто-то еще.

Когда детские страхи сами не пройдут

Давайте определимся, когда страхи у детей – это ничего страшного, пройдет, а когда страхи – это проблема.

Раньше считалось, что страхи — проблема, в общем-то, детская, люди вырастают и тревожатся меньше. Но выяснилось, по последним данным, что происходит наоборот: всего 7% детей страдают от тех или иных тревог и страхов, а среди 20-летних этот показатель уже 20%. О чем это говорит? Тревога у детей нарастает. И мы можем как-то это консервировать, как-то с этим справляться, но, по факту, у современных детей высокий уровень тревожности и недостаточно навыков совладания со страхами и с тревогами.

Все родители всегда задают себе вопрос: где грань между тем, что ничего страшного, перерастет, а когда это уже становится большой проблемой? Когда этот дом страхов, о котором мы будем говорить на нашем онлайн-цикле, становится фундаментальным, когда он уже стоит и так просто от него не избавиться? Когда он уже заселяется всеми страхами, которые только можно придумать? Когда он перестает быть миражом, когда он вполне себе реален?

Есть несколько показателей, и, в общем, каждый из них достаточно весомый.

Во-первых: если страхи не проходят с возрастом или появляются в неадекватном страху возрасте

Страхи темноты появляются в 3-4 года, где-то с 2-3 лет может появиться страх разлуки с мамой. Дальше появляются социальные страхи, какие-то специальные страхи, когда ребенок боится чего-то конкретного, конкретного опыта: выступать или уколов врача, или еще каких-то конкретных вещей.

Так вот, если вдруг страхи появляются в не совсем адекватном возрасте – например, ребенок боится, что мама уйдет, а ему 8-9 лет, да даже если 6, даже если 7… особенно, если он не боялся, а потом стал бояться, то это для нас тревожный звоночек. Не потому, что это что-то страшное, а потому что, скорее всего, этому потребуется особое внимание, само оно не пройдет.

Во-вторых, если это не проходит с возрастом

Если ребенку 3 года, и он боится темноты, 4 года – боится темноты, 5 лет – боится темноты, 6 лет – боится темноты, и никуда это не девается, то вероятность того, что это точно продлится до подросткового возраста, достаточно велика.

Это особым образом формирует личность ребенка, потому что он узнает себя как ребенка, который боится. Он привыкает жить с идеей о том, что он может оказаться в опасной ситуации. И это формирует его личность.

И также это влияет на то, как формируется его организм, потому что страх вызывает (мы об этом тоже будем говорить) определенные физиологические реакции. Если ребенок постоянно испытывает тревогу и постоянно испытывает страх, то это влияет не только на его психическое развитие, но и на соматическое.

Поэтому непроходящий страх и непроходящая тревога – это второй звоночек, на который мы, родители, обращаем внимание и понимаем, что с этим надо что-то делать, а не просто ждать».

Екатерина Жуйкова,
клинический психолог

Фрагмент из онлайн-цикла «Чего боятся дети»

©bmshkola. ru
ЗАПРЕЩЕНО любое частичное копирование текстов без активной ссылки на источник.