Как физиология влияет на поведение ребенка: Примеры из практики детского реабилитолога • Школа родительства «Большая Медведица»

Пока интернет пополняется мемами о совместном времяпрепровождении детей и родителей дома, каждый из нас продолжает жить свою жизнь, внутри своей семьи. И адаптироваться.

Бывает безумно сложно. Потому что в «замкнутой реальности» число конфликтных ситуаций с ребенком, как правило, растет:

· ребенок протестует и не хочет решать проблему, «нет» на все;
· не слушается или «как будто не слышит»: ноль реакции на слова и просьбы;
· устраивает истерики, кричит и громко требует.

Чаще всего мы ищем причины с помощью психологии. Что-то меняем в себе, пробуем новые способы коммуникации, пытаемся с ребенком договориться.

Сегодня предлагаем Вам немного другой подход. Поговорим о физиологии детей.

Олег Леонкин
детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу. 25 лет опыта, из них 18 ― с «особенными» детьми. Отец 5-х детей.

Как физиология влияет на поведение?

На поведение ребенка влияют физиологические особенности, особенности его восприятия (работы сенсорных систем), возрастные и индивидуальные потребности и еще несколько десятков факторов.

Физиологические причины не всегда очевидны.

Например, небольшие сложности с кровоснабжением мозга или родовая травма могут быть скомпенсированы и в обычном состоянии никак не проявляться. Но в момент нагрузки у ребенка резко наступает истощение.

Тогда он начинает искать способы себе помочь: бегает, стоит на голове в прямом смысле, кричит. Или ребенку нужны мощные, телесные ощущения.

Ребенок редко может объяснить, что конкретно для него нужно сделать. Поэтому он просто провоцирует на мощное поведение другого.

Если рядом есть другие дети, то начинает толкаться, драться. Родителей всеми способами выводит из себя: кидается на пол, выгибается, убегает в самый неудобный момент.

У каждого поведения есть причина и спусковые механизмы. И эти причины нужно найти.

У нас есть сенсорные системы — это наши зрение, слух, ощущение своего тела в пространстве и т. д. Через них мы получаем информацию. От того, насколько качественно мы ее получаем и обрабатываем, зависят наши реакции. То есть поведение.

Давайте посмотрим на примерах, как особенности физиологии отражаются на поведении.

1. Истерика, протесты, крики как способ компенсировать слабый мышечный тонус

В практике Олега Леонкина встречается очень много гипотонических детей. Это «обычные», здоровые дети, у которых в разной степени снижен мышечный тонус.

К чему это приводит?

Такому ребенку, чтобы совершить какое-то действие, необходима дополнительная встряска. Крик, истерика, протест — это способы повысить свой тонус.

— Пойдем гулять?
— Нет!

Потом ребенок идет на улицу. И там все нормально.

— Будешь кушать?
— Нет! Ничего не буду! Не хочу! Нет!

Но через какое-то время садится и ест. Хорошо ест, с аппетитом.

Дело не в том, что ребенок не хочет гулять или есть. Дело в том, что ему необходимо повысить свой тонус до нормального, чтоб совершить это действие.

Такому ребенку могут быть нужны сильные телесные ощущения. Но он не скажет: «Мама, я проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что меня необходимо обнимать не менее 60 минут ежедневно и массировать здесь и здесь».

Даже взрослые не всегда осознают свои истинные потребности. Поэтому в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ребенок толкается, задирает других детей, пинается.

Поняв причину, можно работать с тонусом ребенка. Что постепенно приведет к изменению поведения.

2. Ребенок постоянно бегает в новом помещении

Причиной может быть работа зрительного анализатора. Речь об «обуженном» (ограниченном) зрении.

Один из маркеров такого зрения — постоянный бег в новом пространстве. Обратите внимание, именно в новом.

Из-за особенностей своего зрения ребенок не может воспринимать все пространство. А ему надо его изучить. И он начинает бегать. Чтобы все попало в его ограниченное поле зрения.

А теперь представьте, класс пришел в музей или ребенок пришел на занятие.

Все сидят, стоят, а ему нужно двигаться. Он начинает бегать. И никакие уговоры не помогают. Как он будет выглядеть? Как учитель отреагирует на такое поведение? Как одноклассники и одногруппники будут реагировать?

3. Ребенок подходит слишком близко к другим при общении

Он это делает в силу особенности работы своего зрения. Снова мы возвращаемся к зрительному анализатору, к работе сенсорной системы.

Но как все выглядит со стороны?

Один ребенок подходит близко к другому. Тот его отодвигает или отталкивает. Возникает конфликт. Подходит ко следующему. Ситуация повторяется. К третьему. Снова конфликт.

Реакции окружающих могут сформировать у ребенка установку, что с ним что-то не так, что его не принимают, он хуже других, он отличается.

Это формирует новое поведение — нежелание общаться с другими, ходить в школу, проблемы с учебой и т. д. Такое поведение закрепляется.

Что может указывать на проблемы со зрительным анализатором:

· вынужденный поворот или наклон головы;
· небольшое кручение головы, движение немного похожее на тик;
· постоянные промахи (поставил что-то мимо, поставил на край, насыпал сахар, половина мимо);
· проблемы с чтением;
· слишком близко подходит к объектам или людям;
· зажмуривается на 1-2 секунды, трет глаза, как будто «перезагружается».

Таких маркеров довольно много. При особенностях работы слухового анализатора они другие. При сложностях тонической регуляции — третьи. Но, как правило, эти проявления можно найти. Надо только понимать, как.

Зная, как физиология связана с поведением, мы можем гораздо быстрее помогать ребенку справляться со сложным поведением. Ведь для ребенка оно часто не менее дискомфортно, чем для родителей.

Всегда ли сложности в поведении связаны с физиологией?

Нет, не всегда. Но физиология — это основа.

Сложности на уровне физиологии — это блок-факторы.

Мы можем пытаться корректировать поведение психотерапией или менять себя, но результат всегда будет на несколько порядков ниже, чем при отсутствии блок-факторов.

Поэтому, если сложное поведение у ребенка проявляется снова и снова, Вы уже многократно попробовали разные подходы и методики, но ничего не помогает, есть смысл проверить физиологию.

Подробнее о том, как физиология влияет на поведение ребенка и что с этим делать, можно узнать на онлайн-курсе детского реабилитолога Олега Леонкина «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)»

В лекциях объясняются:

  • Связь сенсорных систем с нежелательным поведением. Как помочь ребенку.
  • Что такое адекватное и неадекватное поведение?
  • Cенсорные системы (зрение, слух, тактильность, проприорецепция, вестибулярный аппарат) и взаимосвязь их работы с поведением ребенка.
  • 4 базовых этапа развития сенсорных систем. Что с ними происходит на протяжении жизни. Как можно влиять на сенсорные системы в 2 года, 10, 20 и 40 лет?
  • Игры, примеры и упражнения для развития сенсорных систем по возрастам.
  • Простые приемы, которые легко вписать в ежедневную рутину семьи, не выделяя на них дополнительного времени и сил.