Интеллект ребенка — самое главное заблуждение • Школа родительства «Большая Медведица»

Умный, интеллектуально развитый ребенок ― не тот, который сидит и решает задачи и сложные алгоритмы. Это одно из самых частых заблуждений о сфере мышления. И это один из самых вредных стереотипов, который сложился в родительстве не без помощи образовательной системы.

Об особенностях развития детского интеллекта мы говорили вместе с психологами Людмилой Петрановской и Екатериной Жуйковой на четвертой лекции Цикла «Такие разные дети: ключи к пониманию своего ребенка».

Некоторыми выводами об успеваемости и успешности ребенка мы решили поделиться в сегодняшней публикации. Надеемся, возможность взглянуть немного под другим углом на наболевшие вопросы станет для вас ресурсной.

«Садись. Начинаем занятия»

Мышление ребенка развивается не только тогда, когда мы сажаем его перед собой и говорим: «Сейчас мы будем заниматься с тобой по рабочей тетради». Развитие происходит каждую минуту, когда ребенок находится в сознании и не погружен в глубокий сон: в процессе общения, во время самых обычных действий, самых обычных бытовых манипуляций.

Интеллект ― это накопленные способности мышления. Но «по умолчанию» к интеллекту чаще всего относят логико-математические и вербальные способности и достижения. Однако современная теория множественного интеллекта предусматривает более широкое разнообразие:

  • коммуникативный, или межличностный, интеллект,
  • телесно-кинетический,
  • пространственный,
  • эстетический;

Можно бесконечно спорить о количестве видов интеллекта. Не так важно, сколько их в «штуках». Важно расширить понимание интеллекта и мышления ― от этого зависит наше взаимодействие с ребенком, наши реакции на его успешность и неуспешность в какой-то деятельности, в т. ч. наше отношение к успеваемости в школе.

Ошибочно думать, что, если у нас ребенок с утра до вечера в занятиях, то он будет более интеллектуально развит, чем тот, который играет в куклы, в футбол или общается с друзьями.

Все может быть совсем наоборот, потому что: чем разнообразнее виды деятельности, тем более разнообразное и гибкое мышление.

«С видами интеллекта понятно. А чем же тогда занимать ребенка?»

Чтобы оказывать ребенку грамотную поддержку, нужно понимать, как вообще развивается мышление, т. е. учитывать возраст ребенка.

На лекции мы разобрали 4 этапа развития мышления (см. в первом комментарии слайд из лекции). В этой публикации остановимся на первых двух.

Этап №1: Наглядно-действенное мышление (до 2-х лет)

Дети, которые хватают кубик, мнут подушку, щупают маму, перебирают волосы, (и да!) жуют, а не разглядывают карточки с изображениями животных, букв, точек и т. д. — это дети, которые занимаются развитием мышления через взаимодействие с предметами.

Эту фазу специалисты называют «мышлением руками». Ребенок пока еще не может представить себе какую-то вещь, не может проанализировать, для чего конкретный предмет нужен. Мы в прямом смысле видим, как он ищет решение: здесь потянет, здесь потрясет, здесь погрызет.

Что делать родителям

Давать возможности осваивать предметный мир руками/ртом. Чем шире опыт взаимодействия, тем лучше развивается мышление. Ребенок, который не освоил все руками, не может перейти корректно к следующей стадии развития мышления.

Цитата-подсказка, характеризующая период:

«Дети, которые тащат с земли окурок в рот, как ни странно, занимаются развитием мышления» 🙂

Этап №2: Наглядно-образное мышление (с 2-х до 7-ми лет)

Если раньше ребенку нужно было потрогать, попробовать предметы, чтобы понять их свойства и функции, то теперь сам предмет не обязателен в наличии для представления его физических качеств. Классическая ситуация: дети садятся на стул, берут какую-нибудь дощечку и говорят: «Мы полетели на самолете». Или скачут на лошадке-швабре и т. д.

Суть в том, что ребенок в этот период начинает представлять себе какой-то образ и достраивает его в реальности из подручных средств через игру. Фактически он оперирует понятиями, которых не видит: не видит лошадку, но он ― на лошадке. Навык создавать модель того, что нельзя пощупать, формируется именно на этом этапе развития мышления и активно используется позднее в той же математике и других науках, где сильна образная часть.

Возраст до 7-ми лет — это возраст самой разной игры. Ее высшая точка развития — сюжетно-ролевая игра. Это огромная деятельность, потому что ребенок проводит мыслительные операции с минимальной опорой на предметы, с минимальной опорой на реальность.

Умение считать, читать и писать слишком часто выходит на первый план. Считается, что хороший детский сад ― тот, в котором дети с утра до вечера занимаются, что полезное времяпрепровождение с ребенком ― то, которое насыщено «развивающими» занятиями.

Свободной ролевой игры, когда дети могут распределиться по ролям и взаимодействовать спонтанно, без постоянного присмотра взрослых, одергиваний, замечаний, указаний, — катастрофически мало. И это отражается не только на следующих этапах развития мышления, но и на эмоциональной сфере.

Что делать родителям

Мы не можем потрогать солнце, но можем представить себе, какое оно. Мы не можем все математические операции показывать на яблочках и морковках. Нам нужно, чтобы мозг создавал модель сам, на основе какого-то минимума данных, которые мы получаем. Поэтому до 7-ми лет самое главное, что должно быть у ребенка — это возможность развивать наглядно-образное мышление через игру.

Есть дети, которые сами незаметно осваивают (например, за компанию со старшим братом) чтение или письмо. Но если мы стараемся натаскивать ребенка на это, то надо понимать: 1. да, мы можем натаскать; 2. это не столько развитие мышления, сколько дрессировка. Не нужно питать иллюзий, что мы таким образом делаем ребенка более развитым. Это ошибочное представление.

Мы оказываем медвежью услугу своим детям, когда вместо сюжетно-ролевой игры предлагаем «заняться делом» и готовиться к школе.

Цитата-подсказка, характеризующая период:

«Лучший способ готовиться к школе — играть».

О чем еще важно знать и помнить

✅ Если у ребенка не сформировано образное мышление на первых двух этапах развития, то усваивать знания, которые основаны на последующих этапах, ребенку будет в разы сложнее.

✅ Помимо особенностей возраста, есть еще особенности самого ребенка ― то, что отличает его от сверстников (например, о тревожно-мнительных и демонстративных детях мы говорили в прошлый раз).

✅ После 12 лет особенно заметна разница в мышлении у детей. Видно, кто на что способен.

✅ На первый план в традиционной школе выходят логико-математические способности и умение оперировать абстрактными понятиями (синусы-косинусы, лингвистические тонкости). По этой причине считается, что средняя и старшая школы — это наиболее критический момент для многих детей. Часто особенности конкретного ребенка не вписываются в стандарты, хотя, как мы говорили выше, понятие интеллекта не ограничивается «школьным видением».

✅ Именно мышление и интеллектуальное развитие оценивается в большинстве случаев по принципу «да-нет»: этот ребенок умный или не умный? Но детали имеют значение. Важно понять, как ребенок мыслит, какие у него есть особенности. Это раскрывает возможности для поиска своей системы помощи, когда нет просто отсечения на тех, кто «умеет/не умеет», «умный/неумный», а есть детали, которые важно разглядеть и с которыми можно работать.

✅ Дети не делятся на умных и глупых, они делятся на по-разному умных детей.

По мотивам лекции Людмилы Петрановской и Екатерины Жуйковой из Цикла* «Такие разные дети: ключи к пониманию своего ребенка».

Узнать подробнее о цикле

Такие разные дети: ключ к пониманию свого ребенка. Л. Петрановская, Е. Жуйкова

*старое название название цикла «Дети не по ГОСТу»

©️ Школа осознанного родительства «Большая Медведица»