Главный вопрос, который должен задать себе каждый родитель • Школа родительства «Большая Медведица»

Что является корнем и наиболее вероятным объяснением проблем с поведением и обучением у детей.
Спойлер: у взрослых тоже

Первый и главный вопрос, который следует себе задавать каждому родителю, чтобы не заплутать в дебрях различных систем воспитания и советов доброжелателей, должен звучать так: 

Как я могу помочь своему ребенку реализовать его личностный потенциал и стать зрелой личностью?

Почему это важно?

Незрелость является корнем и наиболее вероятным объяснением проблем с поведением и обучением. 

О том, что понимается под словами «потенциал» и «зрелая личность» в контексте воспитания детей, мы говорили с психологом Ольгой Писарик на первой лекции онлайн-цикла «Встать на крыло. Как создать детям надежный тыл».

Прежде, чем мы перейдем к теме статьи, кратко напомним→

Для родителей будущих подростков мы подготовили специальную Дорожную карту «Переходный возраст. Подготовка» из трех онлайн-циклов, которые помогут спокойно и уверенно поддерживать детей и себя в их подростковом кризисе. 

В «Дорожную карту» вошли циклы:

  1. «Встать на крыло. Как создать детям надежный тыл» с психологом Ольгой Писарик ― 8 лекций в записи

Как реагировать, если поведение ребенка меняется в худшую сторону? Как восстановить и поддерживать доверительные отношения? Как перестать винить себя и получать больше удовольствия от своей родительской роли?

  1. «Головоломка. Как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка» с психологом Людмилой Петрановской ― 4 лекции в записи

Как научиться самим и помочь ребенку быть в контакте с собой, корректно проживать эмоции без саморазрушения, лучше понимать других людей, создавать более гармоничные отношения, сохранять веру в свои силы.

  1. «Четыре суперсилы родителя» с психологом Юлией Зотовой ― 5 лекций в записи.

Как родителю не сгореть в рутине, перейти от оценивания себя к самопринятию и заботе, стать увереннее и энергичнее, используя 4 ключевых психологических навыка

«Каждый человек рождается со способностью раскрыть себя как личность»

Итак, в контексте выращивания детей смысловая нагрузка у слова «потенциал» − двойная. 

Во-первых, под потенциалом понимаются таланты и способности, характерные для конкретного ребенка: кто-то хорошо играет на скрипке, а кто-то отличный лидер, умеет организовывать детей, и за ним все идут, придумывает игры и т.д. То есть у каждого есть свои способности и таланты, уточняет Ольга Писарик.

Но у слова «потенциал» есть еще и более общий смысл, к которому мы стремимся, − это психологическая и эмоциональная зрелость, когда выросший ребенок становится физически и психологически независимым и самодостаточным. 

Он может сам себя содержать, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, заботиться о других. 

Это человек, наполненный собой, осознающий свою ценность и реализующий себя. 

И это человек чувствующий, умеющий и отдавать, и получать, и страдать, и радоваться, то есть дающий себе разрешение быть реализуемым, живущий полной, эмоционально насыщенной жизнью.

Каждый человек рождается со способностью раскрыть себя как личность. Становление зрелой личности не зависит от места рождения, национальности, материального положения, престижности и посещаемости школы. 

У всех есть шанс. Но несмотря на это не все в жизни реализуют свой потенциал, не все становятся зрелыми личностями.

«Вырасти – не значит повзрослеть»

На пути к взрослению многие застревают в своем развитии. 

Вы наверняка знаете взрослых, которые в свои 40 лет ведут себя так, словно они четырехлетние дети. 

Или в 70 лет начинают соревноваться с внуками в том, кому из них достанется больший кусок пирога или больше маминого внимания.

При этом у нас есть все основания считать, что гармоничная личность свои персональные таланты и способности будет реализовывать наилучшим способом. 

То есть не надо посвящать поиску талантов ребенка слишком много времени – они раскроются сами. 

Я это по своим детям: когда у ребенка мягкое сердце, когда у него богатая эмоциональная жизнь, когда он может воспринимать весь спектр эмоций, доступных ему, в том числе и уязвимость, у него возникает ощущение резонанса. 

Такой ребенок быстро нащупывает вещи, в которых у него все получается, и он сам ими наслаждается.

Как выглядит зрелость

Зрелый человек ценит отдельность.

Он независимый, самостоятельный, очень ответственный, полон интересов, инициатив, его невозможно застать скучающим, он тут же что-нибудь придумывает. 

Он творит в одиночестве, вдумчив, уравновешен, неимпульсивен, морально развит. 

Он учитывает контекст, в котором происходят события, и может где-то повести себя так, а где-то совсем по-другому. 

Он социально адаптирован, он взрослеет от трудностей. 

Он сталкивается с проблемами и «лимоны превращает в лимонад», учится на ошибках, извлекает пользу из исправлений, восстанавливается после травм, и ни умственные, ни физические недостатки совершенно не мешают его развитию. 

«Способность взрослеть заложена в нас природой»

Давайте немного поговорим про теорию взросления. 

Психология делится на два больших и отличных друг от друга течения. Это психология поведенческая, или бихевиористская, и психология развития. 

В основе поведенческой психологии, если говорить очень схематично, лежит идея о том, что каждый человек – это чистый лист, tabula rasa, на котором что мы напишем, то и получим. 

Психология развития исходит из принципиально другого подхода: в каждом из нас есть семечко, зернышко, из которого может прорасти большое и красивое растение.

Способность взрослеть заложена в нас природой. Взросление – это спонтанное раскрытие внутреннего потенциала, спонтанное становление личности, психологических качеств, и это все есть в каждом человеке по умолчанию. 

То есть для того, чтобы повзрослеть, не надо принимать таблетки, делать уколы, выполнять какие-то упражнения, питаться какой-то специальной едой, взросление уже заложено в нас природой.

Взросление спонтанно, но не неизбежно − не все, кто стареют, взрослеют. Мы можем оглянуться и увидеть людей, у которых паспортный возраст очень сильно отличается от психологического. 

И возникает вопрос: а каковы же условия взросления? Какие условия требуются для развития, для реализации личностного потенциала?

Мы можем сказать себе: «Я сейчас повзрослею», – но это не сработает

Взросление не зависит от места рождения, материального положения, от того, сколько вы ходили в школу, сколько у вас высших образований. 

Вы можете найти людей с двумя-тремя высшими образованиями, которые ведут себя как маленькие дети. 

И вы можете, условно говоря, встретить людей с тремя классами церковно-приходской школы, которые ведут себя очень зрело, отвечают за свои поступки, принимают решения, несут ответственность за эти решения, находятся у руля своей жизни.

Зрелости невозможно достичь по команде

Вы не можете сказать себе: «Так, все! С понедельника я буду вести себя по-взрослому. Оля, соберись уже, и с понедельника вспомни, о том, что тебе 45 лет, что ты мать четверых детей, и с понедельника веди себя, как подобает взрослому человеку». 

Мы можем ребенку сказать: «Ты чего ведешь себя как маленький? А ну-ка взрослей!» И это тоже не работает.

Вы можете просто решить, что вот сейчас вы хотите стать взрослым человеком, вести себя как зрелый человек, но этого не произойдет. 

Мы не можем научить ребенка быть зрелым. Мы можем научить ребенка вести себя в каких-то ситуациях КАК взрослый, по-взрослому, как будто бы он взрослый. 

Но это для него будет лишь игра, притворство. И это будет выполняться лишь в какой-то определенной ситуации, не распространяясь на другие случаи жизни.

Действовать как взрослый – это не взрослость. Это не часть персоналии, не черта характера, а часть ситуации. 

Взрослость невозможно сформировать, слепить. Это нужно понимать. Особенно в наше время, когда мы очень часто пытаемся детей сделать взрослыми с помощью лекарств, упражнений, с помощью натаскивания.

Человечество изобрело десятки тысяч таблеток, но нет ни одной таблетки, формулы или смеси, которая поможет вам вырасти и созреть как индивидуальность.

Зрелость не является обязательной целью устремлений. Чем больше человек прикладывает усилий, тем дальше от него желанная зрелость. 

Мы можем себе нарисовать образ: к примеру, я решаю, что хочу быть более зрелой на этой неделе. И сейчас я постараюсь, стану зрелой!

Допустим, я прочитала несколько книг о саморазвитии, посетила несколько семинаров о личностном росте и решила, что теперь я другой человек. 

Но это старание совершенно не поможет. 

Чем больше мы будем работать над достижением каких-то характеристик, напрягаться в этом направлении, тем меньший результат получим.

Зрелость не является обязательным следствием знания теории, использования упражнений на рост и развитие, разговоров и размышлений на эту тему. 

Многие считают, что если прочесть все книги, выучить вот это и это, то тогда все произойдет, главное – знать, как это «быть зрелым», как к этому придти. 

Вот мы почитаем Карла Юнга, Эрика Эриксона, Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Мартина Бубера − и будем знать, и будем после этого зрелыми. 

Это все прекрасное чтение, потрясающие книги. Но так становление личности не происходит. 

Оно не работает через чтение, медитации, упражнения по росту и развитию, через размышления о зрелости. Все это не гарантирует личностного роста. 

Даже когда мы действуем и ведем себя как взрослые, это не означает, что мы таковыми действительно являемся.

В 90% уже известных вам жизненных ситуаций вы можете себя вести как очень зрелый человек. И все вокруг будут считать – вот это да, вот это поступки! 

Но как только происходит какая-то внештатная ситуация, то сразу видно, есть ли в наличии внутренняя мораль, зрелость − или это все была подстройка, красивая и правильная маска вместо истинной зрелости.

Самыми взрослыми чувствуют себя подростки

Что мы еще знаем об истинной зрелости? Она не является чувством. 

Чем более зрелым человеком вы являетесь, тем более незрелым вы себя ощущаете. 

Самыми взрослыми чувствуют себя подростки – это особенность возраста. Кажется, что ты такой уже взрослый, знаешь все, родители ничего не знают, не понимают, ни с чем не сталкивались, им недоступны знания мира.

При этом сейчас, когда я вспоминаю себя в подростковом возрасте, я понимаю, что чувство это было очень обманчиво. 

Если вы находитесь под глубоким впечатлением от своей зрелости или кто-то из ваших знакомых считает себя очень зрелым человеком, то чаще всего это ошибочно.

В каждом из нас есть могучий дуб

Сейчас я предлагаю сделать паузу и посмотреть ролик, в котором развивается идея о том, что в каждом желуде заложен большой и красивый дуб. 

Это идея Абрахама Маслоу. Красивая аналогия, которую я предлагаю обдумать. Из каждого желудя по умолчанию может родиться большой красивый дуб. 

Не все желуди реализуют этот потенциал, не из всех желудей получаются дубы вообще − или большие и красивые дубы, но в каждом желуде скрыт этот потенциал.

Посмотреть видео 

В каждом из нас есть этот прекрасный могучий дуб, в каждом ребенке заложен этот прекрасный потенциал стать зрелым, самодостаточным, устойчивым, психологически уравновешенным и взрослым.

Вера, что в каждом из нас есть потенциал, как раз и отличает психологию развития от психологии поведенческой. Наш онлайн-курс «Встать на крыло. Как создать ребенку надежный тыл» построен на этой вере, на убеждении, что потенциал есть у всех.

Основное, что нужно понимать тем, кто пойдет дальше со мной в этом курсе: если вы считаете, что в каждом вашем ребенке заложен потенциал стать зрелой личностью и в вас самих он заложен (взрослые часто ставят это под сомнение), то так оно и есть, уверяю вас. 

И если эта вера в вас есть, то нам с вами по пути».

Посмотреть программу цикла «Встать на крыло. Как создать детям надежный тыл»

______________________

И если вы не забрали подарок — получите его сейчас:

«4 суперсилы родителя. Практика по самоисследованию», которая поможет вам понять, насколько вы в ресурсе, чтобы быть для своего ребенка тем самым родителем, который может выдерживать в конфликтах баланс связи и достоинства. 

Получить практику