Почему дети не рассказывают родителем о том, что попали в беду в интернете
Полтора года назад я приехала в Санкт-Петербург на конференцию об онлайн-безопасности детей. Мне казалось, что я знаю об этом примерно все. Как-никак я сама работаю в онлайн-проекте, и мы даже делали курс про безопасность.
Но.
На ту конференцию приехал специалист, который помогает детям выбираться из неприятностей в Сети — эксперт от одного из фондов помощи подросткам в непростых жизненных ситуациях.
И он показывал полустертые анонимные слайды переписок детей с «доброжелательными» незнакомцами, которые потом их шантажировали.
Я помню, как затихли все.
А в аудитории были очень подготовленные люди — помогающие эксперты из разных областей, кризисные психологи, психиатры, работающие с родителями и детьми. И мы все смотрели в одну точку.
На слайды, где дети попадали в беду.
Эти дети боялись попросить помощи у родителей.
Не потому, что их родители плохо с ними обращались, наказывали или игнорировали.
Дети боялись того, чему мы не учим опасаться.
«Мама не поверит», «мама скажет, что я сама виновата», «боюсь реакции папы — я всегда был/а хорошим/правильным ребенком», «я подвел/а, своих родителей», «родители так рассердятся, они меня предупреждали, я этого не переживу», «родители говорили, что от меня одни неприятности», «лучше я умру»…
За всеми этими словами скрывались чуткие, уязвимые, думающие, страдающие дети. И такие же родители — беспокоящиеся, взволнованные, переживающие.
Но кто из нас в сердцах не бросал ребенку: «Этому ли я тебя учил/а?!» Кто из нас не упрекал, не срывался, не бросал: «Ты сам/а виноват/а!»
И вот мы смотрим в эти слайды и понимаем, что все эти дети не пришли к своим родителям за помощью, потому что однажды, а потом еще раз, и снова, и опять мы не смогли быть на их стороне…
Значит ли это, что все мы, как родители, провалились, и наши дети, попав в беду, тоже не придут к нам за помощью?
Нет, это не значит, что мы потерпели неудачу в родительской роли…
… но точно значит, что мы, как родители, должны сделать кое-что еще.
Мы должны разговаривать с детьми обо всех опасностях, которые их подстерегают. Не только на улице, но и в онлайне.
Мы должны заранее обсуждать с детьми экстренные сценарии:
- как распознать педофила;
- как понять, что вовлекают во что-то противозаконное;
- как догадаться, что имеешь дело с мошенником;
- как и зачем защищать свои фотографии и персональные данные.
И бесконечно повторять ребенку, как мантру:
«В любой беде я на твоей стороне. Я не буду сердиться. Ты для меня важнее всего».
Эти слова нашим детям никто не скажет за нас. Зато с инструкциями по интернет-безопасности мы точно можем разобраться вместе.
Анна Куусмаа,
главный редактор Школы осознанного родительства «Большая Медведица»
____________
Приглашаем всех тех, кто готов практиковаться в теме взаимоотношений детей с гаджетами, глубже изучать вопрос онлайн-безопасности и сразу применять в жизни, на практикум из трех онлайн-встреч «Дети в телефоне».
Вместе с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы разберем десятки самых острых вопросов, включая такие→
- Вредят ли гаджеты зрению и деятельности мозга.
- Сколько времени могут проводить в онлайне дети в зависимости от возраста.
- Как выбирать приложения для детского гаджета. Какие из них действительно развивают.
- Почему нельзя доверять маркировке «детский контент» в ютубе и на других платформах.
- Почему родители не должны следить за соблюдением детьми экранного времени.
- Как научить ребенка соблюдать режим экранного времени самостоятельно.
- Какие признаки говорят о наличии зависимости.
- Как справиться с игровой зависимостью/зависимостью от гаджетов.
- Как научить детей распознавать опасности и ловушки в Сети, чтобы не бояться за их пребывание в онлайне.
Присоединяйтесь!
