Если ребенок плохо себя ведет • Школа родительства «Большая Медведица»

Как привязанность влияет на поведение ребенка

«Хотим мы того или нет, но в каждом из нас, в подкорке, зашиты инстинкты привязанности, которые во многом определяют поведение наше и наших детей», ― так психолог Ольга Писарик начала первую лекцию Цикла «Встать на крыло. Как создать для ребенка надежный тыл».

Почему привязанность так важна, как она развивается в зависимости от возраста ребенка и как связана с «трудным» детским поведением ― об этом сегодняшняя статья.

_____________________________

А если проблемное поведение ― это лишь более изощренный сигнал?

Привязанность — это жизненная потребность, связь с ребенком, психологическая пуповина, при поддержке которой он растет, развивается, чтобы в конце концов отделиться и выйти в мир взрослых.

Если потребность в привязанности остается неудовлетворенной, ребенок испытывает экстремальные эмоции и может вести себя нерациональным и даже экстремальным образом.

Одна из функций привязанности ― способность к взаимной регуляции, когда ребенок подает сигналы, а родители реагируют.

Поэтому важно, чтоб родители реагировали на сигналы ребенка.

Интенсивность сигнала зависит от величины проблемы, от ощущения проблемы ребенком. Нам может казаться его «проблема» ерундой, а для ребенка это трагедия. 

На проблемное поведение полезно смотреть именно как на более изощренный сигнал. 

Когда ребенок плохо себя ведет, орет, обижает брата или сестру, первый вопрос, который мы должны задавать себе: «Где ему меня не хватает? Что нужно от меня, чтобы помочь ему себя отрегулировать?»

Когда раздумывать нет сил, лучшее средство — обнять, уединиться. В большинстве случаев это работает. 

Старайтесь за поведением ребенка увидеть его тревогу по поводу неудовлетворенной базовой потребности — насыщения привязанностью.

Из Лекции № 1 Цикла «Встать на крыло. Как создать для ребенка надежный тыл»

_____________________________

Как происходит насыщение привязанностью.

6 уровней развития

Если в отношениях все хорошо, то первые шесть лет жизни ребенка каждый год он будет развивать все более глубокий способ ощущать себя в контакте со своим значимым взрослым.

Давайте посмотрим на 6 уровней привязанности. Как постепенно с углублением привязанности растет психологическая «утроба», меняется поведение ребенка, происходит взросление.

Уровень 1. Привязанность через ощущения

Чтобы ощущать себя в контакте и получать заряд жизненной энергии, ребенку необходимо находиться в физической близости с теми, к кому он привязан, — чувствовать кожей, ощущать запах, видеть, слышать.

Это первый год жизни.

Если ребенок не видит маму, не слышит, не чувствует ее запаха, ее вкуса, то для него это означает разрыв контакта и близости. 

У младенца на первом году жизни нет других способов почувствовать контакт и близость, кроме как через органы чувств: видеть, слышать, чувствовать запах.

На этом этапе свобода для исследований очень мала ― «поводок» слишком короткий. 

Ребенок все время должен находиться с теми, к кому он привязан. Малыш успевает отползти всего на несколько метров, увлечься игрой всего на несколько минут — и тут же его тянет обратно «на базу», подзарядиться контактом и близостью.

Уровень 2. Привязанность через похожесть

Если ребенку достаточно контакта, близости, тепла, то на втором году жизни развивается следующий уровень привязанности ―  через похожесть.

Ребенок начинает чувствовать, что быть близким к маме можно, будучи на маму похожим. «Я близок с теми, на кого я похож. Пока я похож ―  я близок». 

Ребенок начинает ходить, как мама; говорить, как мама; одеваться, как мама.

Если малыш привязан к старшему брату/сестре, он будет, как они, делать уроки. Собирать рюкзак в школу.

Если привязан к коту, то начинает мяукать, настаивать на том, чтобы есть из кошачьей миски.

Ребенку теперь не нужно все время быть в физическом контакте с мамой. Эта задача решена. Можно заползти за угол и, наконец-то, попробовать этот прекрасный собачий корм, который на руках у мамы было нереально попробовать.

Физический контакт, конечно, все еще очень важен. Привязанность на уровне похожести начинает только проявляться, но психологическая «утроба» растет, а вместе с ней расширяется пространство для исследования мира в ощущении безопасности и привязанности.

При этом любой намек, что ребенок не похож на родителя, воспринимается как угроза привязанности.

Уровень 3. Привязанность через принадлежность и лояльность

Приблизительно на третьем году жизни природа преподносит нам следующий уровень привязанности — через принадлежность и лояльность.

У детей начинает проявляться стремление обладать теми или тем, к чему они привязаны.

«Моя мама» означает не то, что ребенок купил свою маму в магазине, а то, что он к ней привязан. «Мой папа», «моя собака», «мой братик» ―  дети становятся собственниками.

До этого периода ребенок мог спокойно отдать свою игрушку, легко делился. Сейчас вдруг стал очень четко делить все на «мое» и «не мое».

«Если я могу сохранить близость с мамой, потому что она мне принадлежит, ― значит, мне не надо все время ей подражать, и я могу быть другим, ведь она все равно как бы моя, а я — ее».

«Утроба» расширяется. Теперь есть простор для проявления различий между ребенком и его привязанностями.

Конечно, ограничения на этом уровне тоже есть: «Я должен быть по одну сторону баррикад с теми, к кому я привязан. У нас не может быть разногласий».

Дети начинают интересоваться дальними родственниками на фотографиях. Чем больше семья, тем лучше. Чем больше «стая», тем больше шансов на выживание и, значит, тем лучше ребенок себя чувствует.

Но при этом действует внутреннее правило: 

«Я должен оставаться на одной стороне с близкими. Проявления моей индивидуальности не могут конфликтовать с тем, что считается приемлемым среди моих привязанностей».

Уровень 4. Привязанность на уровне значимости

Привязанность углубляется еще больше. На четвертом году жизни детей напитывает ощущение значимости.

«Если я чувствую, что моя мама считает меня особенным, исключительным, единственным в своем роде, если она ценит меня ― я могу чувствовать близость с ней, даже когда с ней не согласен. 

Вот теперь-то я могу и поспорить с ней, и поругаться, отстаивая свою индивидуальность».

Он рисует картинку, несет ее нам. «Вау, какая картинка, как здорово!» ― мы вешаем ее в рамочку и чувствуем, как ребенок буквально обмякает, он напитывается.

Уровень 5. Эмоциональная близость и любовь

Пятый ― шестой год жизни. 

«Теперь уже я могу пережить времена, когда мне кажется, что меня не уважают, что я не важен. Теперь я могу позволить себе совершать ошибки, быть неидеальным, потому что мое сердце принадлежит маме, а ее сердце принадлежит мне».

Наступает стадия эмоциональной близости, когда ребенок начинает делиться эмоциями. Дети вдруг хотят «жениться» на всех, кого любят, к кому привязаны. Рисуют сердца, поют песни о любви.

Любовь ―  во всем. А значит, пережить времена, когда «я не настолько значим», уже можно.

Теперь не нужно постоянно искать в маминых глазах подтверждения собственной значимости, не надо стараться быть все время на высоте. 

«Я могу позволить себе исследовать области, в которых не чувствую себя уверенным, могу позволить себе ошибаться, быть несовершенным без боязни потерять привязанность».

Уровень 6. Ощущение психологической близости

Самый глубокий уровень. Это ощущение психологической близости, желание быть познанным.

Зная, что близкий человек видит и принимает вас таким, какой вы есть, ― можно годами не встречаться и быть насыщенным привязанностью.

 Выражать себя, исследовать мир, быть дерзким и ценить собственную индивидуальность, потому что есть внутреннее знание, что хотя бы один человек в мире видит вас и принимает таким, какой вы есть.

_____________________________

Что дает знание об уровнях привязанности?

Так схематически можно представить уровни привязанности:

Первые три уровня ― довольно примитивные. Они встречаются у всех млекопитающих: быть с близким через ощущения, через сходство, через принадлежность.

Первые шесть лет ―  это начало углубления привязанности. 

Следующие шесть лет происходит развитие всех уровней, особенно трех нижних. Если условия благоприятны, то есть отношения теплые, безопасные, в них нет стыда, унижения, невыносимой уязвимости, излишнего разделения с мамой, то уровни углубляются спонтанно. 

Даже если ребенку уже далеко не шесть лет, никогда не поздно начать углублять привязанность, работать над этим.

Можно быть примитивно или неглубоко привязанным, можно быть ненадежно, как бы искусственно, привязанным.

 Но никогда ― слишком привязанным.

НЕ разделение с привязанностью, НЕ  какое-то насильственное отделение ребенка, НЕ уменьшение привязанности, а постоянное ее углубление дает в результате простор для развития независимой ответственной личности.

Чем больше мы культивируем привязанность с нашими детьми, тем более самостоятельными они становятся.

Чтобы помочь ребенку стать независимой личностью, не надо выталкивать его из гнезда. Пока у ребенка есть возможность напитываться привязанностью, у него будет энергия для исследования мира, для самореализации.

Потому что:

Как только привязанность нарушается, вся энергия направляется на восстановление контакта и близости. Происходит торможение в развитии и психологическом взрослении.

Зная, как развивается привязанность, какие уровни существуют, мы начинаем иначе воспринимать многие поступки ребенка. Мы видим чаще и четче, что скрывается ЗА «сложным» поведением, и нам легче менять что-то в отношениях.

_____________________________

Даже в таком объемном материале у нас не получилось поделиться и десятой частью пользы из одной только лекции.

В Цикле «Встать на крыло. Как создать для ребенка надежный тыл» более 23 часов видеозаписей: базовая теория для понимания закономерностей поведения ребенка + пошаговые алгоритмы для различных ситуаций +  бесчисленное количество примеров из жизни обычных мам и пап.

Цикл показан всем родителям, которые хотя бы иногда сталкиваются с ощущением, что не знают, как вести себя с ребенком

м