Екатерина Бурмистрова: Что про нас будут понимать дети, когда вырастут? • Школа родительства «Большая Медведица»

Есть вещи, которые действительно важны, ― и отпускать их нужно с огромной осторожностью.

Это то, что про нас будут понимать дети, когда станут взрослыми. Когда домашние хлопоты уйдут, когда нам не надо будет обо всех заботиться и все организовывать.

Конечно, погружение в быт, хозяйство и заработки меняет нас. Некоторые на годы оставляют любимые занятия, заботясь о других. И близкие даже и не догадываются, какое вы кино любите, какую музыку слушаете, что вообще любите делать.

Постепенно, поступательно возвращайте себе то, что «сдали» когда-то. То, что было важно именно для вас. То, чего, как вы чувствуете, осталось слишком мало.

Возвращайте себе и ―  всем, потому что время, которое вы вернете себе, вы вложите во всех остальных.

Если вы не отдыхаете, если лишаете себя важного, то ребенок тоже учится  не отдыхать, не уделять время тому, что значимо для него, переставать слышать себя.  Дети учатся у нас способу решения ситуаций. Они перенимают у нас не то, что мы говорим, а то, как живем.

И здесь вопрос:

Хотите ли вы передать запрет на отдых или лишение себя важных дел?

Если нет, то начинайте потихоньку, маленькими шагами возвращать себе время для по-настоящему важного.

Способ не истощаться в рутинном деле

О «методе коротких интервалов» в тайм-менеджменте многие из нас слышали. Возможно, вы даже практикуете этот способ.

Но что, если посмотреть на знакомый метод под другим углом и разобрать особенности в контексте семейного тайм-менеджмента и сохранения ресурса?

Для этого приглашаем вас пройти по следам третьей лекции курса о тайм-менеджменте для родителей «Мама Всемогущая» от психолога, мамы 11 детей Екатерины Бурмистровой.

А в конце публикации вас ждет важный вопрос. Задайте его ребенку, если позволяет возраст. Или близкому взрослому. Может быть много открытий и осознаний.

Итак. 

Смысл метода коротких интервалов на первый взгляд прост: Вы или ребенок занимаетесь длинным и  не очень приятным делом интервалами не более 15 минут.

Посмотрим внимательнее, как все работает на самом деле.

Каждый в семье обладает своим личным темпом. Кто-то быстрее, кто-то медленнее справляется с различными задачами. Из-за столкновения «быстро» и «медленно» происходит огромное количество конфликтов в семье.

Когда используется этот подход, разница в индивидуальных темпах сглаживается.

Потому что 10-15 минут эффективного делания, даже самого неприятного и утомляющего, выдерживают даже медленные.

Потому что дело не захватывает целиком, и вы не злитесь, не расстраиваетесь, видя, что ваша личная эффективность выше, чем эффективность других людей.

Или наоборот, если ваш личный темп более медленный, чем у других, вы не успеваете за короткий интервал погрузиться в чувство вины. Потому что остановитесь раньше, чем вас захлестнет эмоция.

Как использовать прием в реальной жизни?

Вы режете дело на тонкие ломтики 10-15-минутных интервалов. Это трудно в объемных делах, где нужно быстрее успеть. Но не невозможно.

Рассмотрим два примера. Уборка и уроки с ребенком ― классические рутинные вещи, которые есть, пожалуй, в каждой семье.

Уборка.

Это большое дело, связанное с определенным напряжением. Крайне важно понимать: лучше потратить на него чуть больше времени, чем сделать уборку комнаты вместе с детьми в испорченном настроении, с напряжением и с расстройством.

Вы берете таймер, телефон или будильник и заводите на 10-15 минут. По истечении интервала прекращаете эту активность на том месте, где она есть.

Если Вы убирали комнату с детьми, то садитесь и читаете им 2 стишка. Или всех гладите по спинке. Или поете им одну песенку. Или идете на кухню и наливаете всем сок. А потом возвращаетесь к уборке.

На короткие интервалы имеет смысл дробить дела, которые потребляют много сил и которые в целом неприятны.

«Но ведь постоянные переключения требуют тоже сил и времени…»

Да, на переключение туда-сюда действительно уходит много внимания первые несколько недель. Потом и у Вас, и у детей оно уже  воспринимается как экономия сил, а не как потери.

Это похоже на уроки и перемены. Конечно, было бы здорово убрать перемены и побыстрее сделать уроки, но тогда мы получаем низкую эффективность в конце, большое истощение на выходе.

Если человек практикует метод коротких интервалов, то примерно через 4-6 недель привычка «поработали ― выдохнули» закрепляется.

Что особенно важно, такому подходу учатся и дети.

У большинства из нас в «сундуке с наследством» хранится способ тотально истощающей уборки: мы не прерываемся, пока все не вычищено и все не умерли от напряжения.

Но лучше потерять немного сил при освоении метода коротких интервалов― научиться переключаться, прекращать деятельность и потом возвращаться к ней ― чем доходить до физического и эмоционального истощения

Еще один пример: уроки.

Есть домашнее задание, которое ребенок делает медленно и неэффективно. Казалось бы, он и так неэффективен, о каких перерывах — переключениях речь.

Но если мы вспомним особенности медленных по природе людей (о них и не только подробно говорим в курсе «Мама Всемогущая»), то поймем, что в стрессе медленные начинают еще сильнее замедляться. Ребенок, который делает уроки и так медленно, еще больше замедляется и становится еще менее эффективным.

Нам нужно выключить, перехитрить эту историю, поэтому мы говорим ребенку:

«Смотри, я завожу тебе будильник на 10 минут, попробуй за это время сделать как можно больше. Потом у нас будет перерыв».

Сначала нужно следить за этими перерывами — показаться рядом, поиграть в «мы писали, мы писали, наши пальчики устали», отвлечь ребенка, рассказать ему смешную историю или вообще переключиться на что-то другое (например, разобрать кусочек ящика стола). А затем вернуться в оговоренный срок деятельности.

Попробуйте разрешить себе прервать дело, пока оно еще не закончено.

Когда вы начинаете практиковать метод коротких интервалов, у вас меняется отношение к объему. Это не отрезание хвоста от котенка по кусочку, что еще более мучительно. Это совсем другое действие.

Суть метода коротких интервалов — разрешить себе не все мочь и не все мочь сразу, и не все мочь на твердую пятерку.

Это в целом про сменить концепцию в отношении к жизни, выйти из состояния пахаря. Это внешняя опора, позволяющая не выгорать.

_____________________________

В курсе по тайм-менеджменту для родителей «Мама Всемогущая» нет готовых схем по организации времени и пространства. Потому что каждая семья и каждый в семье ― уникальны.

Посмотрев записи курса,

  • вы научитесь учитывать личные качества  ― свои и своих близких ― при организации времени и порядка в семье (тот самый индивидуальный темп, особенности характера и многое другое);
  • найдете глубинные причины «неуспевания» и подберете нужные ключики в конкретных ситуациях;
  • поймете, как находить время на самое важное, чтобы не было ощущения, будто «жизнь проносится мимо», пока пытаетесь все успеть;
  • начнете создавать систему семейного тайм-менеджмента, в которой управление временем и порядком постепенно превратится в общее командное дело и перестанет быть изматывающей обязанностью для мамы.

Мама всемогущая. Тайм-менеджмент для родителей

 __________________________

Обещанный вопрос: «Что любит твоя мама?»

Знаете, что иногда отвечают дети на этот, казалось бы, простой вопрос?

Их слова заставляют задуматься…

Своими наблюдениями из практики делится Екатерина Бурмистрова.

Диалог складывается примерно так:      

― А что любит твоя мама?
― Готовить. Убираться. Уроки с нами делать.
― А для себя она что любит делать?
― Не знаю…

Получается, что как будто ничего и нет…

… но ведь это не так, правда? 

Что бы вы хотели, чтобы дети знали о том, что вы любите?