Домашка: контролировать или отпустить • Школа родительства «Большая Медведица»

О мотивации ребенка делать ДЗ

Есть кодовое слово, от которого глубоко вздыхают родители школьников и закатывают глаза сами школьники. 

«Домашка».

И есть две крайние стратегии: 

  • родитель постоянно контролирует выполнение домашнего задания и 
  • родитель не вмешивается, домашнее задание делается кое-как, никак, через раз, плохо, ни с тем эффектом.

Как найти золотую середину?

В первую очередь необходимо… захотеть ― т.е. у ребенка должна быть мотивация, желание делать домашку и делать ее самостоятельно.

Приглашаем вас сегодня вместе с нами пройти по следам лекции детского нейропсихолога, клинического психолога Наталии Романовой-Африкантовой «Домашка без слез, криков и угроз», чтобы разобрать тему подробнее.

_____________________________________ 

Почему родителям приходится много контролировать и напоминать?

Одна из причин — у нас как у родителей в принципе может не быть задачи научить ребенка самостоятельно делать домашнюю работу. Потому что чаще всего нам не приходит в голову, что это тоже навык, которому ребенка нужно научить, что для приготовления домашней работы, как любого блюда, требуются свои ресурсы и ингредиенты.

И мы ждем: что-то само должно случиться, что-то должно произойти, ребенок как-то должен дозреть — и вот наконец эту домашку сделать. 

Наталия использует в качестве метафоры, описывающей взаимоотношения родителей и детей с домашкой, процесс приготовления блинов. 

Представим, мы печем блины и предлагаем периодически ребенку попробовать. 

У него не получается, мы выкидываем. Пять раз объясняем, в итоге исправляем за ним, доливаем, докручиваем эту сковородку — и все ждем, когда же у него наконец получится, не давая ему вдоволь попробовать, натренироваться и, тем более, освоить рецепт. 

Чаще всего мы даем покрутить сковородку, а рецепт не даем. 

Однако если продолжить тренироваться и выкинуть еще один блин, повторить несколько раз, то есть вероятность, что в итоге у ребенка получатся блины. 

_____________________________________

Как не сломать мотивацию?

А как сделать так, чтобы желание печь блины делать домашку у ребенка после первого блина комом неудачного опыта не пропало?

Этот вопрос мы подробно разбираем на курсе про детскую мотивацию «Хочу. Могу. Делаю». И сегодня коснемся некоторых моментов в контексте темы домашки. 

Итак, детская мотивация действует по принципу:

хочу — могу — делаю — получается — положительное подкрепление — новый виток «хочу». 

Такая система вызывает новое желание, мотивацию делать дальше, делать больше, делать лучше. 

Напомним важнейшее условие

истинная мотивация работает исключительно с положительным подкреплением и категорически не работает с критикой, которая всегда нашу мотивацию снижает. 

Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок научился самостоятельно делать домашнюю работу, необходимо поддерживать в нем эту мотивацию. 

Если речь идет о первоклассниках, для них зачастую выполнение домашней работы — это история про то, чтобы «быть взрослым»: «Я теперь тоже, как старший брат, у меня теперь тоже домашняя работа».

Но такое положение очень легко изменить, сломать. 

2. Для это достаточно нагружать ребенка домашкой лет с четырех на самых разных подготовках к школе, каких-нибудь курсах с заданиями на дом. 

В этот период ребенок еще не готов к организации собственной деятельности, у него еще не созрел достаточный уровень произвольности, чтобы эту домашку делать. 

2. А еще научиться ругаться из-за домашки ― чтобы естественный механизм, когда первоклассник хочет делать домашнюю работу, потому что это придает ему какой-то статус, новое социальное значение, сломался. 

Поэтому, когда мы говорим о мотивации и домашке, 

правило № 1: стараемся не убить мотивацию ребенка необходимостью выполнять домашние задания лет с 4 лет и отрицательным подкреплением.

 

Когда вступает в силу отрицательное подкрепление в ситуации с домашкой?

  • Когда мы показываем, что расстраиваемся или сердимся, если ребенок не хочет выполнять задания.
  • Когда мы ругаем за невыполненное дз или придумываем какие-то угрозы «тогда не пойдем на занятие, тогда не будет этого …» 

_____________________________________

А что делать, если мотивация уже разрушена?

О детской мотивации (на самом деле взрослая мотивация работает по тем же законам) в целом и об учебной мотивации в частности мы подробно говорим на курсе «Хочу. Могу. Делаю».

Если рассматривать тему в контексте домашней работы, то мы можем начинать с детского «хочу». 

К сожалению, если мотивация уже разрушена, если ссоры из-за домашки становятся постоянными, если домашка сама по себе вызывает стресс, то, скорее всего, начинать придется с: 

  • «Хочу, чтобы домашка не доставляла столько хлопот»;
  • «Хочу, чтобы домашка не вызывала ссор с родителями».

Если говорить о подростках, то их нелюбовь к домашке часто вызвана тем, что они не умеют ее делать эффективно. Им кажется, что это нечто бесконечно продолжающееся, отнимающее их время от самого главного ― от общения, которое является ведущей деятельностью, истинной потребностью в этом возрасте. 

Когда у ребенка нет привычки эффективно делать домашнюю работу, когда он не понимает, как организовывать процесс, ему кажется, что выполнение домашней работы — это всегда нечто такое ужасное, растягивающееся на часы. 

В итоге, если ребёнок чего-то не понял в дз, то зачастую либо списывает с ГДЗ / у отличника, либо делает «кое-как». Потом получает очередной «трояк» или «двойку», и снова теряет мотивацию.

Но при этом даже подросток самый немотивированный, самый не желающий выполнять домашнее задание, скорее всего откликнется, если вы скажете ему, что есть возможность делать это быстрее и эффективнее, с лучшим результатом, … 

  • чтобы с мамой не ссориться,
  • чтобы больше оставалось времени на тик-ток и ютуб, 
  • чтобы были лучше оценки, в классе уважали, 
  • чтобы можно было…

В любом случае мы начинаем с «хочу». 

Даже если непосредственная учебная мотивация разрушена (почему так происходит ― мы разбираем подробно в курсе). Мы можем начать таким разговором: 

«Мой хороший, я так устала от того, что наши отношения портятся из-за домашки. Правда, не стоит же домашняя работа того, как мы с тобой из-за нее ругаемся. 

Давай подумаем, как мы можем организовать процесс, что мы можем сделать. Все равно есть необходимый минимум домашки, который надо выполнять. Но мы можем организовать этот процесс эффективнее, я могу тебе помочь».

Не: 

«Я сказала: “Ты должен делать домашнюю работу! Да у тебя вообще никаких обязанностей нет! Мы работаем с утра до вечера, чтобы ты… чтобы то… чтобы репетитор… чтобы кружок… чтобы летом в отпуск. А ты  домашку не можешь сделать?!”» 

А ребенку в этот момент очень трудно ответить вам: 

«Мам, не могу, не понимаю я, как вообще во всем этом разобраться». 

И это кажется, что нужно научиться делать домашку в начальной школе и дальше сложностей не будет.

В подростковом же возрасте либо мотивация слетает, потому что она была не истинной, а родительской. 

Либо появляются новые учителя с новыми требованиями, с новыми типами заданий. Ребенок с ними сталкивается, а учитель ничего не объяснил. Сложно делать то, что ты не понимаешь, как делать. 

А в пятом классе иногда ты не понимаешь, что именно ты не понимаешь, как работать с дополнительной литературой, как работать со схемами, как работать с таблицами. 

И очень часто вроде бы взрослый ребенок что-то пытается-пытается, а потом бросает попытки именно потому, что он не знает, что ж с этим делать.

_____________________________________

Чем семья отличается от любых других коллективов?

В других коллективах так или иначе важно, кто ты или что ты знаешь, что ты умеешь на работе, или какие у тебя убеждения, какие у тебя принципы. 

Когда дело касается дружбы, все равно так или иначе важно, какой ты. Мы находим друзей по тому, что у нас к ним есть какое-то чувство общности, какое-то чувство принадлежности. 

А семья ― это место, где важнее всего то, что ты чувствуешь. 

Это единственное место, где то, что ты знаешь / умеешь / можешь / сделал — не сделал / написал — не написал, должно быть менее важно, чем то,  что ты при этом чувствуешь.

Давайте помнить об этом, чтобы поддерживать себя и ребенка, когда кажется, что «никаких сил и нервов» на домашку уже нет.

_____________________________________

Запись лекции о домашке длится 1 час 40 минут и включает в себя следующие основные темы:

  • Какие ресурсы (в том числе физические) необходимы, чтобы ребенок мог эффективно выполнять домашку.
  • Этапы обучения: как подготовить ребенка к самостоятельной работе с заданиями без ссор и сопротивления.
  • Эксперименты с разными способами организации процесса.
  • Лайфхак: наглядно показываем ребенку, как он тратит времени на ДЗ больше, чем мог бы.
  • «Плохой» опыт: невыполненное ДЗ, сделанное неверно, с ошибками ― как справляться с неудачами.
  • До какого возраста помогать с домашкой.

Стоимость записи лекции ― 1990 руб, но в  открытой продаже на сайте сейчас ее нет. Зато вы можете получить лекцию в подарок🎁


До 20 января включительно на

мы дарим годовой доступ к записи лекции о домашке
«Домашка без слез, криков и угроз» 

при покупке онлайн-курса о детской (и взрослой тоже) мотивации
«Хочу. Могу. Делаю»,
на который сейчас действует скидка 60%

Узнать подробности


Курс о мотивации состоит из 4 практикумов в записи. Вы разберете:

✅ как устроена мотивация, чем отличается внешняя от внутренней и на какую из них лучше делать ставку для гармоничного развития и качественного образовательного процесса;

✅ когда у ребенка появляется сила воли, что она из себя представляет и в каком возрасте можно на нее рассчитывать;

✅ детский тайм-менеджмент: как дети ощущают время, учатся ставить цели, прилагать усилия и добиваться результата.

Присоединяйтесь!

и лекцию про домашку в подарок