Детский нейропсихолог: Самое важное, чему не учат детей в школе • Школа родительства «Большая Медведица»

Что нужно дать ребенку в 7-11 лет, чтобы перестать беспокоиться о его успешности

Как родители, мы часто говорим о мотивации у детей и очень редко задаемся вопросом, а насколько сами знакомы с мотивацией. 

Что нас мотивирует? 

Какая мотивация с нами работает – внешняя, внутренняя? Почему? 

Когда был «запрограммирован» именно такой сценарий мотивирования?

Возможно, вы удивитесь, но, скорее всего, ключ к своей мотивации вы обнаружите ровно в том периоде детства, в котором вы пытаетесь развить мотивацию у собственного ребенка. 

В возрасте 7-11 лет. 

Что это значит и зачем, в принципе, вспоминать, откуда родом наша собственная мотивация? 

Дело в том, что мы, современные родители, чаще всего пытаемся дать своим детям инструменты, которыми не владеем сами. 

Не владеем по очень простой причине – нам никто эти инструменты и не пытался дать. 

Поэтому чаще всего, уже со своими детьми, мы наступаем на те же грабли, на которые наступали и наши родители. А в школе – ни тогда, ни сегодня – этому тоже не учат. 

На онлайн-лекции «Почему он ничего не хочет» с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы обсудили, какую основную ошибку в мотивации детей допускают родители и почему сами родители замечают эту ошибку только, когда ребенок перестает хотеть что-либо делать.

Как на счет «раз» ломается детская «хотелка» хорошими и заботливыми родителями 

Ведущий вид деятельности для ребенка 7-11 лет – это познавательный интерес и учебная деятельность, рассказывает Наталия Романова-Африкантова. Именно в этом возрасте мы можем говорить о развитии осознанной мотивации. Вопрос лишь в том, какая она будет?

Абсолютное большинство детей приходят в школу с желанием хорошо учиться. Однако по первой четверти не стоит делать никаких выводов о способностях ребенка к обучению, а также наличии у него каких-либо трудностей. 

Почему? Происходит процесс адаптации, а процесс собственно обучения еще даже не начался. 

Так или иначе, ребенок в процессе адаптации сталкивается с какими-то трудностями, у него что-то не получается, он может проявлять невнимательность или что-то не так писать. 

В ответ ребенок получает реакцию родителей. 

В худшем случае его ругают. В менее худшем показывают, как расстраиваются из-за того, что у ребенка что-то не получилось. 

Что происходит в этот момент?

Ребенок, у которого еще крайне сильна связь с мамой (а чаще всего учебную деятельность ребенка регулирует именно мама) и ее настроением, меняет свою первичную мотивацию (учебную) на  вторичную мотивацию (не рассердить или не расстроить маму).

Желание не расстроить маму в возрасте 7-11 лет намного сильнее желания учиться, чтобы узнавать новое. 

И правильная «хотелка» вместе с правильной мотивацией ломается на счет «раз» зачастую действительно очень хорошим, очень заботливым родителем. 

Ребенок начинает хотеть выполнить домашнюю работу хорошо не для того, чтобы чему-то научиться, а для того, чтобы не разочаровать маму. 

Снаружи это не сильно видно и не очень понятно неспециалисту. Родителям в этой ситуации кажется, что все молодцы: ребенок учится, все получается. 

То, что ребенок все это время с 7 до 11 лет хочет учиться, потому что так хочется маме/папе, а не потому что так хочется ему самому, становится понятно только на следующем этапе. 

В следующем возрастном периоде, 11-16 лет, одна из основных задач ребенка – отделиться от родителей. Сепарация происходит вместе с отказом от навязанных родителями ценностей и желаний. 

Тут-то и возникает вопрос, что делать, если у ребенка пропал интерес к учебе. А интерес пропадает, потому что перестает работать внешняя мотивация, которая все это время поддерживалась родительскими желаниями и родительскими хотениями. 

Как понять, какая именно мотивация у ребенка в 7-11 лет

Как же все-таки можно разобраться, какая у ребенка мотивация в учебном процессе: ему действительно нравится получать новые навыки и знания или он просто старается не расстраивать маму?

Наталия Романова-Африкантова советует напрямую порасспрашивать детей. 

«Попробуйте спросить ребенка, как он относится к своим оценкам и почему он так к ним относится. 

  • «Какую ты хотел получить оценку?»
  • «А почему именно эту оценку?»
  • «Как ты относишься к той оценке, которую получил?»
  • «Почему ты к ней так относишься?»

Как ни странно, дети часто честно отвечают родителям: «Я получил такую оценку, потому что так хотели вы». 

О чем еще мы успели поговорить за почти два часа лекции «Почему он ничего не хочет»:

  • какие желания и «хотения» должны быть у детей по возрастам 0-3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-16 лет;
  • какие нежелания и «нехотения» должны быть в те же возрастные периоды;
  • отсутствие какие навыков в эти возрастные периоды должно насторожить родителей;
  • почему важно, чтобы ребенок сам понимал, замерз ли он и нужна ли ему шапка;
  • почему в 3-7 лет родители часто пропускают задержку в моторике у детей, что с этим делать и как это связано с «хотелкой»;
  • почему в 7-11 лет несоблюдение дисциплины в школе – это тревожный сигнал, а в 11-16 лет, наоборот, беспокоиться нужно, если ребенок соблюдает дисциплину;
  • что делать, если ребенок ненавидит куда-то ходить – в школу, музыкалку, спортивную секцию;
  • что делать, если подростка интересуют только дружба и влюбленности, а на экзамены и оценки ему плевать. 
  • и многое другое.

Вы можете приобрести доступ к записи этой лекции на неделю за 500 рублей 

или 

получить ее в подарок с доступом на год при покупке курса о детской мотивации «Хочу. Могу. Делаю»

В помощь каждому родителю вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой мы подготовили практический онлайн-цикл о детской мотивации и силе воли, который стартует 3 декабря.

Всего за четыре практикума разберемся →

  • Когда у ребенка появляется сила воли, что она из себя представляет и в каком возрасте можно на нее рассчитывать.
  • Как устроена мотивация на разных уровнях: физиологическом, химическом, биологическом, психологическом, личностном. 
  • Чем отличается внешняя от внутренней и на какую из них в каких случаях лучше делать ставку для гармоничного развития и качественного образовательного процесса.
  • Основы детского тайм-менеджмента. Как дети ощущают время, учатся ставить цели, прилагать усилия и добиваться результата.
  • И, конечно, как подружить ребенка с домашкой.
    +
    Вы получите те самые практические инструменты, о которых мы говорили в начале этого письма. Работающие решения, которые помогут Вашему ребенку подружиться с мотивацией первого уровня уже в детстве, чтобы преуспеть не только в учебе, но и во взрослой жизни. 

Обратите внимание:

Записи лекций «Драмкружок. Кружок по фото… Гид по выбору занятий по интересам для детей» и «Почему он ничего не хочет» уже включены в состав цикла о детской мотивации, дополнительно к четырем практикумам.

Присоединяйтесь! 

Хочу. Могу. Делаю. Романова-Африкантова