О вербализаци, о паттернах, которые иногда вылезают помимо воли и о детях, которые нас учат
У Ани интересные взаимоотношения с глаголом «хотеть», часто она его использует в качестве модального. Например, вместо «машина едет налево» — «машина хочет поехать налево». Вместо «котик ест» — «кот хочет есть».
И т.д.

Значение слова понимает.
То есть в ее картине мира «делать что-то» означает «хотеть это делать».
Как следствие: «если ты что-то хочешь, ты это делаешь, иначе фрустрация».
И как второе следствие: «ты делаешь только то, что хочешь».
Диалог:
— Аня, мне надо поработать.
— Ты хочешь поработать?
— Ну не то, чтобы хочу…
— Давай поиграем. Хочешь поиграть?
— Хочу.
— Давай играть (радостно).
— Не могу, мне надо поработать.
— Ты не хочешь работать?
— Не хочу.
— Хочешь играть?
— Да. Но надо поработать.
Пауза. На лице ребенка выражение, которое можно описать словами «мама-странно-себя-ведет-что-мне-делать».
И я понимаю , что совершенно зря срываю ребенку мозг — более того, это просто вылезает «паттерн», в который я не очень-то и верю.
Во-первых, я действительно хочу работать. Может быть, не всегда в этот конкретный момент, но в целом.
Во-вторых, вот эти все рассказы про «надо» несут совершенно не близкую мне картину мира.
Мама, которая постоянно делает то, что надо — моет посуду, стирает, водит на занятия, работает как вол… во всем себе отказывает. И логичное продолжение: а вы, неблагодарные…
Есть такое слово «надо»
Есть такое слово «надо».
«Мало ли что ты хочешь».
«Хотеть не вредно».
В общем, хорошо всем нам знакомая с детства модель про «жизнь — боль»
Да, я хочу помыть посуду, а потом поиграть или поваляться, или почитать. Хотеть готовить/работать так же нормально, как хотеть сходить в кино: не бремя, а всего лишь одна из сторон жизни.
Понятно, что потом сюда добавятся следствия и последствия, и мотивация, и поиск разных возможностей.
Но жить в таком мире гораздо приятнее и логичнее.
Ольга Коровякова,
сооснователь Школы осознанного родительства «Большая Медведица»