Дети, которые нас учат • Школа родительства «Большая Медведица»

О вербализаци, о паттернах, которые иногда вылезают помимо воли и о детях, которые нас учат

У Ани интересные взаимоотношения с глаголом “хотеть”, часто она его использует в качестве модального. Например, вместо “машина едет налево” – “машина хочет поехать налево”. Вместо “котик ест” – “кот хочет есть”.
И т.д.

О вербализаци, о паттернах, которые иногда вылезают помимо воли и о детях, которые нас учат.

Значение слова понимает.
То есть в ее картине мира «делать что-то» означает «хотеть это делать».
Как следствие: «если ты что-то хочешь, ты это делаешь, иначе фрустрация».
И как второе следствие: «ты делаешь только то, что хочешь».

Диалог:
– Аня, мне надо поработать.
– Ты хочешь поработать?
– Ну не то, чтобы хочу…
– Давай поиграем. Хочешь поиграть?
– Хочу.
– Давай играть (радостно).
– Не могу, мне надо поработать.
– Ты не хочешь работать?
– Не хочу.
– Хочешь играть?
– Да. Но надо поработать.

Пауза. На лице ребенка выражение, которое можно описать словами “мама-странно-себя-ведет-что-мне-делать”.

И я понимаю , что совершенно зря срываю ребенку мозг — более того, это просто вылезает “паттерн”, в который я не очень-то и верю.

Во-первых, я действительно хочу работать. Может быть, не всегда в этот конкретный момент, но в целом.

Во-вторых, вот эти все рассказы про “надо” несут совершенно не близкую мне картину мира.

Мама, которая постоянно делает то, что надо — моет посуду, стирает, водит на занятия, работает как вол… во всем себе отказывает. И логичное продолжение: а вы, неблагодарные…

Есть такое слово “надо”

Есть такое слово “надо”.
“Мало ли что ты хочешь”.
“Хотеть не вредно”.

В общем, хорошо всем нам знакомая с детства модель про “жизнь – боль”

Да, я хочу помыть посуду, а потом поиграть или поваляться, или почитать. Хотеть готовить/работать так же нормально, как хотеть сходить в кино: не бремя, а всего лишь одна из сторон жизни.

Понятно, что потом сюда добавятся следствия и последствия, и мотивация, и поиск разных возможностей.
Но жить в таком мире гораздо приятнее и логичнее.

Ольга Коровякова,
сооснователь Школы осознанного родительства «Большая Медведица»