Дайте ребенку опоздать и посмотрите, чему он научится • Школа родительства «Большая Медведица»

Почему любая победа состоит из опыта неудач, как объяснить ценность проигрыша ребенку и еще три бонуса в помощь родителям школьников

«Моя дочь первый раз выступала на соревнованиях в спортивном разряде и заняла место в третьем десятке. И, конечно же, разрыдалась.

Когда она успокоилась, я предложила: «Лиза, в тренерском штабе твоего клуба есть настоящая чемпионка мира. Подойди, пожалуйста, к ней и спроси: «Сколько раз вы проиграли прежде, чем стали чемпионкой мира?». 

Лиза тут же пошла, спросила и вернулась ко мне со словами:

«Мама! Она проиграла 100 раз! Значит, мне осталось 99!» 

Конечно, это так напрямую не работает, но еще какое-то время дочь считала, сколько раз ей осталось проиграть до момента, когда она, наконец-то, станет чемпионкой.  

Каждая неудача, по мнению Лизы, приближала ее к победе». 

Разобрать эту задачку нам поможет Этой историей поделилась наш спикер — клинический психолог и детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова во время лекции «Подростки в школе. Как начать учебный год в 5-9 классах, чтобы он получился легким и успешным».

Она обратила внимание, что современные родители стараются оградить ребенка от любого негативного опыта, а, между тем, неуспех является важной частью мотивационной цепочки.

Наталия Романова-Африкантова
Наталия Романова-Африкантова

В наших таких детоцентрированных семьях, в семьях, где родители, зачастую — будем честными — сами травмированы каким-то детским опытом, мы катастрофически не умеем и не можем выносить детские переживания по поводу неудачи или поражения. 

Это настолько сильно ранит нас самих, что мы пытаемся оградить своего ребенка от любого неуспеха. 

Мы согласны на соревнования, в которых все получат одинаковые кубки, чтобы никому не было обидно.

Мы ищем школы без оценок, чтобы не дай бог ребенок не пережил опыт двойки. 

Но… что, если этого не делать?

Предлагаем разобрать еще на нескольких примерах, почему неудача скорее приближает нас к достижению цели, чем наоборот. 

Пример 1. «Не работайте будильником»

Если вы хотите от ребенка, чтобы он самостоятельно следил за своим расписанием, дайте ему опоздать, советует Наталия Романова-Африкантова.

Когда мама контролирует каждый шаг: «Тебе пора выходить! Алло-алло, ты вышел? А ты уже сел на автобус? Тебе через 10 минут вот туда!» — это не научит ребенка ни запоминать дорогу, ни рассчитывать необходимое на нее время.

Если бы у вас был кто-то, кто каждое утро в семь часов утра приходил вас будить, то даже если до этого у вас была привычка
✓ ставить будильник,
✓ проверять зарядку часов или телефона, на котором вы ставите будильник, —
спустя какое-то время вы перестанете это делать.

Просто потому, что вы будете уверены, что в семь утра вас совершенно точно разбудят.

Дайте ребенку пережить опыт опоздания — и это поможет ему стать организованнее и самостоятельнее.

Пример 2. «Не страхуйте от неудач»

Представьте, что вы учитесь стрелять из лука.
Стреляете, смотрите мишень и понимаете, что выстрелили слишком высоко и сильно вправо увели стрелу.

Вы делаете следующий выстрел ниже и левее. Понимаете, что теперь получилось слишком низко и сильно ушли влево.

Снова делаете поправку и снова стреляете.

Ваши руки и глаза все это время учатся: примеряются, насколько нужно левее и правее, насколько нужно правее и выше, какую нужно сделать поправку на ветер.

Теперь представьте, что учится стрелять ваш ребенок, а вы все это время двумя руками держите его руки и стреляете за него, потому что кто-то там ругается, если попадаете не в десятку.

По факту вам кажется, что вы помогаете своему ребенку. Вам хочется, чтобы он был не хуже других на этом стрельбище. Вы боитесь, что тренер будет его ругать, что ребенка из секции отчислят…

Но на самом деле каждый выстрел, который вы совершаете за своего ребенка, держа его за руки, отдаляет его от цели и задачи научиться стрелять и стать, например, олимпийским чемпионом по стрельбе, потому что там точно будут проверять, с родителем он пришел или без родителя. И родителя к мишени не пустят.

Прежде чем выстрелить и попасть в десятку, хотите вы этого или нет, но вам придется сделать определенное количество выстрелов не в десятку.

И чем дольше вы страхуете ребенка от самостоятельных выстрелов, тем больше вы отдаляете его от опыта первой победы.

________________

Если вы хотите глубже разобраться:

✔ как в принципе работает мотивация и как не разрушить ее негативным опытом;
✔ как пошагово превращать опыт неудач в опыт побед и успеха;
✔ как этот механизм помогает ребенку добиваться целей без давления родителей;
✔ чем отличается сила воли от мотивации, когда и когда эту волю нужно тренировать;
✔ получить конкретные инструменты по самоорганизации, работе с прокрастинацией (для взрослых все тоже актуально:),

приглашаем вас на практический курс о детской мотивации

«Хочу. Могу. Делаю»