Что может быть самым страшным для ребенка • Школа родительства «Большая Медведица»

«Тревожный звонок», о котором важно знать, чтобы не дать страху повлиять на формирование личности ребенка 

Переход в финальный осенний месяц многим дается с трудом. Все самое радостное в осени уже «отзвучало». С каждым днем холодает и темнеет. Все больше тревожных новостей вторгается в наш и без того шаткий в последние два года мир.

В дни, когда тучи неизвестности сгущаются над нами, когда привычные внешние ресурсы становятся недоступны, мы начинаем очень важный разговор о том, как научиться различать природу своих и детских страхов и подружиться со своими «темными началами».

Ведь на той стороне, куда мы боимся заглянуть, часто можно обнаружить именно ту силу, которой может не хватать и нам, и детям для полноты жизни. Хотя поначалу эта сила или этот страх могут казаться разрушительными.

В сегодняшней статье будем «делить слона на части»: 

разберем уровни страха, чтобы понять, на каком из них бояться ― безопасно и даже полезно, а на каких ― звучит сигнал бедствия.

В этом нам поможет Екатерина Жуйкова, клинический психолог и автор практического онлайн-курса «Чего боятся дети?»

___________________________________

Уровни страха: от смущения до тревоги

Начнем с самого простого проявления страха – со смущения. 

Например, ребенок, который стесняется попросить воды или стесняется пойти сам купить себе конфетку, или стесняется поздороваться с учительницей, или стесняется рассказать стихотворение при других людях. 

Это небольшой страх, который иногда немного мешает жить, а иногда, напротив, организует поведение ребенка. 

Волнение ―  это, когда уже страха становится чуть больше, когда мы начинаем переживать, когда мы тревожимся о том, что сейчас происходит и что будет дальше. Появляется уже более развернутое чувство страха. 

Иногда волнение нам мешает: 

  • мы не можем подобрать правильные слова, 
  • не можем донести ту информацию, которую нам хочется до кого-то донести, 
  • не можем из-за волнения с какими-то задачами справиться. 

Но, по большому счету, волнение часто играет хорошую роль, потому что порой без волнения не получается ответственно к каким-то делам отнестись. 

Волнение мобилизует:

ребенок лучше подготовится, проверит, напомнит себе стихотворение, еще раз с кем-то поговорит, посмотрит на маму, которая сидит рядом. 

Вот эта внутренняя собранность, внутренняя организованность часто связана с волнением. 

Беспокойство – то, что уже мешает нам жить. 

Тревога заметно осложняет нашу жизнь. 

Страх препятствует многим нашим проявлениям. 

Паника останавливает жизнь в тот момент, когда человек ее испытывает. 

Фобия и тревожное расстройство ―  это уже те проблемы, которые полностью изменяют жизнь ребенка, семьи, любого взрослого. 

Больше всего нам важно понимать разницу между тревогой и страхом. 

Страх – это комплекс реакций, который имеет связь с тем, что происходит прямо сейчас

Вот прямо сейчас на меня летит мяч. 

Прямо сейчас на меня бежит собака. 

Прямо сейчас жук начинает вползать в машину. 

Прямо сейчас подходит девочка, которая мне нравится, и я очень волнуюсь, что она может сказать. 

Вот в этот момент человек и испытывает страх. В настоящем времени.

Тревога связана с будущим. 

Что значит «связана с будущим»? 

Ребенок не находится еще в ситуации, которая его пугает, но он уже волнуется. Никакие монстры еще не появились из-за угла, но он тревожится, что они могут появиться и может что-то случиться. 

___________________________________

Самое страшное, что могут услышать дети

Одна из самых распространенных тревог, которую мы встречаем у детей (подробно об этой тревоге говорится в третьей лекции курса «Чего боятся дети?»), ― это тревога, связанная со значимым взрослым, чаще всего ―  с мамой. 

Тревога о том, что будет с моей мамой, вернется ли она с работы, не случится ли с ней что-то страшное. 

Фактически, ничего еще не происходит, нет никаких пугающих событий, но внутри ребенка эти пугающие события уже происходят. 

Эта тревога может быть очень сильной. Она может полностью ребенка дезорганизовывать. 

У маленьких детей, как правило, очень хорошая связь с мамой, и мама может эту тревогу сильно снизить. 

Но как только речь идет о детях 7, 8, 9, 10 лет и, тем более, когда речь идет о подростках, эту тревогу снизить маме сложно. 

Эту тревогу должен уметь снижать сам ребенок. 

Здесь, как правило, и проявляется родительская беспомощность. Мы говорим: «Со мной ничего еще не произошло, ничего не будет», ― но ребенка это не убеждает. 

Часто дети, которые страдают от повышенной тревоги, говорят, что самое ужасное и самое страшное ―  когда они слышат от родителей:

«Просто не думай об этом. Пожалуйста, даже не переживай на эту тему. Да это ерунда». 

Это то, что детей оставляет

со своей тревогой один на один. 

Как будто бы вы оказались на планете, где куча вещей, которые вас пугают, но вы на ней одни, и никто не может туда попасть: ни ваша мама, ни кто-то еще. 

___________________________________

Важно: 

если страх не проходит с возрастом

Если ребенку 3 года, и он боится темноты, 4 года ―  боится темноты, 5 лет ― боится темноты, 6 лет ― боится темноты, и никуда это не девается, то вероятность того, что такое точно продлится до подросткового возраста, достаточно велика. 

Это особым образом формирует личность ребенка, потому что он узнает себя как ребенка, который боится.

Он привыкает жить с идеей о том, что он может оказаться в опасной ситуации. И это формирует его личность. 

Это влияет и на то, как формируется его организм, потому что страх вызывает (мы об этом тоже подробно говорим на курсе) определенные физиологические реакции. 

Если ребенок постоянно испытывает тревогу и постоянно испытывает страх, то это влияет не только на его психическое развитие, но и на соматическое. 

Поэтому

непроходящий страх или непроходящая тревога ―  это звонок, на который мы, родители, должны обратить внимание и осознать, что с этим надо что-то делать, а не просто ждать. 

___________________________________

Цикл о детских страхах и способах справиться с ними «Чего боятся дети?»  состоит из 6 лекций.

Первая лекция раскрывает, как устроен мир детских страхов, почему они появляются, как мы помогаем им расти или исчезать.

Каждая последующая лекция посвящена отдельному виду страхов:

1. ночные страхи;

2. страх разлуки с родителем, остаться одному,

3. генерализованная тревога, когда ребенок беспокоен в целом и каждый раз боится чего-то нового;

4. специфические страхи: насекомые, лифты, врачи, уколы и т.д.;

5. социальные страхи: страх насмешек, отвечать у доски, получить плохую оценку, постоять за себя.

В каждой лекции вы найдете пошаговые инструкции для работы с детскими страхами + практические упражнения + терапевтические сказки.

В качестве примера одного из упражнений предлагаем вам попробовать практику из третьей лекции о разлуке с родителем.

Скачать практику

и воспользоваться скидкой 50% по промокоду 50 до 1 ноября 2021 года.