«Батарейка села»: Как сделать так, чтобы ребенку хватало энергии на учебу • Школа родительства «Большая Медведица»

Детский нейропсихолог о том, какая ежедневная подзарядка необходима внутреннему «аккумулятору» ребенка для успешной учебы 

Вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой предлагаем разобраться в устройстве «внутренней батарейки» ребенка. 

Почему, например, дети могут час жаловаться на отсутствие сил, если нужно делать уроки, а как только закрывают учебник, начинают бегать по потолку? 

Баловство? Лень? 

Или вот ребенок только что решил одну задачу, а вторую, точно такую же, не понимает. Он это специально, чтобы нас помучать?

С понимания того, откуда у детей (на самом деле – и у взрослых тоже) берется энергия на деятельность, мы и начнем наш разговор про то, из чего состоит успешность ребенка в школе. 

На лекции «Почему не все дети отличники» из онлайн-курса «Если в школе трудно» детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова рассказала о трех функциональных блоках мозга. Сегодня мы подробно остановимся на первом блоке, отвечающем за ту самую «внутреннюю батарейку». 

Как устроена внутренняя «батарейка»

Слайд к первой лекции онлайн-курса «Если в школе трудно»

«Первый функциональный блок мозга отвечает за поддержание тонуса, за уровень активации, поясняет Наталия. Это своего рода наша «батарейка».

У всех нас разные телефоны, и в этих телефонах разные аккумуляторы: кому-то достаточно раз в неделю телефон заряжать, кому-то нужно каждую ночь его на зарядку ставить, а кому-то – трижды в день. Кто-то подержит телефон на зарядке пятнадцать минут – и уже 100% зарядка, а у кого-то телефон будет заряжаться всю ночь.

Точно так же и мы отличаемся друг от друга качеством нашего «аккумулятора». 

Когда в инстаграме или в фейсбуке вопрошают: «Да как же вы все успеваете?», – то нужно понимать, что чаще всего у нас, действительно, разный уровень активации – и это не плохо, и не хорошо.

Это разный тип нервной системы, подходящий для разного вида работ. Тому, кто, как волчок, крутится все время, потому что не может остановиться, определенные виды работы дадутся гораздо хуже или не дадутся вообще, по сравнению с тем, у кого более спокойный, более уравновешенный тип нервной системы.

Ребенок не может, потому что «батарейка села»

Когда мы говорим о детях, то мы должны понимать, что качество этой «батарейки» и то, насколько правильно мы ее заряжаем, сильно влияет на школьную успешность: насколько ребенку легко учиться при определенной нагрузке, насколько ребенок при этом не утомляется, не истощается, не устраивает истерик, потому что теряет контроль.

Дефицит первого блока, дефицит активации – это когда «поднять подняли, а разбудить забыли».  Когда ребенок «умненький, но вяленький». Когда: «Ты же только что вот эту задачу решал, точно такую же, просто повтори свое решение!» И бесится учитель, и бесится родитель, а ребенок не может, потому что «батарейка» села.

Как ваш телефон, который только что и дорогу показывал, и нужную информацию давал, и позвонить позволял. Если батарейка села, бесполезно просить телефон: «Ну ты же только что дорогу показывал, что тебе трудно –  еще раз показать?» 

Бей, кричи, уговаривай, целуй, мотивируй – если телефон разрядился, он свои функции выполнять не сможет.

Если у ребенка села «батарейка», он тоже свои функции выполнять не сможет. Наступает истощение, и ребенок то ли понимает, что мы говорим, то ли не понимает (спойлер, скорее всего «не понимает»). Сидит бесконечно за этим домашним заданием, и получается то самое «мы делаем домашку по четыре часа». 

Это может быть история про то, что «батарейка» недостаточного объема, и она не заряжается на нужный срок. Ребенку не хватает уровня активации на весь день. 

«Батарейка» садится, и ребенок медузой растекается по парте. 

Или для того, чтобы самого себя хоть как-то завести, ребенок в состоянии истощения начинает ходить по потолку, совершать хаотичные движения, скакать, прыгать. В общем, делать все, что угодно, но не сосредотачиваться на занятии.

Родителю кажется, что ребенок балуется. Учителям кажется, что ребенок просто не хочет учиться. И все ругают этого несчастного ребенка, а у него действительно есть сложности, у него действительно есть трудность, у него действительно есть проблемы.

Как и чем «зарядить» ребенка

Каким образом мы можем повлиять на нейродинамику? Я про нее говорила, говорю и буду говорить в разных курсах, в разных лекциях, потому что, с моей точки зрения, это очень важная вещь, про которую родители часто забывают. 

И буду постоянно повторять, что повышенную нагрузку, школу с высокими требованиями может с успехом выдерживать не тот ребенок, который умнее, а тот ребенок, у которого лучше этот уровень нейродинамики, тот ребенок, который меньше истощается, тот ребенок, у которого лучше тонус.

Что мы родители можем в определенных моментах и должны делать для «батареек», которые вставлены в наших детей? Каким образом заряжается этот «аккумулятор»? 

Наш «аккумулятор» заряжается, в первую очередь, за счет притока крови с кислородом и питательными элементами, которые необходимы для работы мозга. 

Как мы можем повлиять на эту зарядку и на ее качество? 

В первую очередь, не забывать, что в притекшей крови должен быть кислород. 

Я очень часто сталкиваюсь с тем, что родители говорят: «Мы делаем уроки по четыре часа». 

Спрашиваю: «А сколько часов в сутки вы гуляете?»

«Мы не успеваем в будни гулять. Мы уроки по четыре часа делаем». 

При этом ни один родитель ни разу не сказал: «Знаете, мы ужинать не успеваем и обедом, в общем-то, мы тоже ребенка не кормим, потому что уроки по четыре часа делаем».  

То есть родителю очевидно, что  покормить ребенка нужно, а вот то, что, помимо покормить, ребенку нужен еще и кислород в достаточном количестве, это не всегда очевидно.

Как еще мы можем повлиять на нейродинамику?

При помощи массажа. Здесь речь не про медицинский массаж, не про глубокую проработку каких-то мышц, а про то, что нам нужно «раскачать» ту самую кровеносную систему. 

Мы можем мять пальцы, или ступни, водить по рефлексогенным зонам какими-то шишками или шариками, ладошки массировать или ходить по коврикам с неровными поверхностями. 

Аналогичным образом работает закаливающие процедуры. Закаливанием мы учим кровеносные сосуды вовремя сокращаться и вовремя расширяться. 

И здесь речь ни в коем случае не о том, чтобы бросаться в прорубь. Просто не кутайте ребенка. Легкий контрастный душ – чуть холоднее, чуть теплее.

Мы должны понимать, что значимо на работу нашего аккумулятора можно повлиять при помощи физического развития. Именно мышечные клетки содержат все самые энергетические запасы. Это может повлиять на объем легких, на количество кислорода, которое мы за один вдох получаем. Это может повлиять на сердечную мышцу, которая обеспечивает ту самую кровеносную систему.

Я призываю к тому, чтобы активные физические занятия воспринимались точно так же, как прогулка и питание – нечто необходимое. Это как гигиена. 

И еще очень важная вещь – режим дня. 

Задачка про режим

Представьте себе, что один супруг сидит дома, оплачивает квартплату, покупает продукты, платит за детскую школу, садик, кружки и так далее. Второй супруг зарабатывает деньги. 

В одном случае зарабатывающий супруг приносит 5 и 20 числа каждого месяца по 15 000 рублей. 

Во втором случае работа у супруга проектная: когда он принесет и какую сумму, заранее неизвестно. Может быть, будет коротенький проект, и он принесет через две недели небольшую сумму, а может быть мегапроект – и заплатят через полгода, но много. Может быть, вообще, проекта не предвидится, и какое-то время придется ужаться. 

Даже если во втором случае работающий супруг приносит домой денег гораздо больше в сумме за год, чем в первом случае, супруг, сидящий дома, будет находиться все время в режиме экономии. 

Он будет все время в режиме невозможности потратить лишние деньги, потому что он не знает, когда и в каком объеме будут следующие. 

Аналогичная история с режимом. Для того чтобы наш мозг был готов вот эту «батарейку» тратить, для того чтобы он не экономил каждый заряд: «Вдруг война, а я не спавший!» – у него должен быть четкий режим, который включает в себя сон, питание, физическую нагрузку, время, проводимое на свежем воздухе. 

Режим дня буквально определяет, насколько мы энергичны, насколько готовы совершать подвиги, насколько готовы много, долго, напряженно работать, учиться, что-то решать и так далее». 

__________________

Какие другие темы мы успели обсудить на первой лекции онлайн-курса «Если в школе трудно»:

Сколько времени нужно гулять во время учебного года и сколько – на каникулах.

Почему свободная прогулка лучше организованной по занятости и активностям.

Какие игры помогают ребенку быть успешнее в учебе.

Какой массаж нужен ребенку для активации, в какое время между занятиями и как научить ребенка делать его самостоятельно. 

Как узнать тип нейродинамики ребенка в домашних условиях.

Второй функциональный блок мозга – блок приема, переработки и хранения внешней информации. Дети с дефицитами второго блока – дети, которые «смотрят в книгу, видят фигу». Что происходит в их первичном отделе переработки информации, из-за чего они видят, слышат, пишут не то, что есть на самом деле.  Например, когда ребенок пишет диктант и пишет совершенно не то, что ему продиктовали, потому что распознал другие звуки, услышал другие слова.

Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля, который отвечает за «у меня есть цель, я к этой цели иду и по пути контролирую, что действительно иду туда, куда собирался». Как способность управлять своим вниманием и поддерживать его становится стресс-фактором, который мешает школьному обучению.

Пирамида когнитивного развития. Почему академическое образование – это верх пирамиды, а ее основание – нейронные связи на уровне сенсорных систем, на уровне ощущений. 

Слайд к первой лекции онлайн-курса «Если в школе трудно»

Почему без формирования «нижних уровней» пирамиды верхней «крышке» – академическому обучению – будет не на чем держаться. «Вы будете ее ставить, она будет все равно подать, трескаться и разбиваться».

На что влияет вестибулярная система и к каким трудностям обучениям приводят ее дефициты.

Общий принцип упражнений, стимулирующих развитие вестибулярной системы. Игры и тесты в домашних условиях. 

Каким образом проприоцептивная система влияет на школьную успешность.

Общий принцип упражнений, которые стимулируют развитие проприоцептивной системы. Игры и тесты в домашних условиях. 

Игры и спортивные занятия для развития зрительного восприятия и зрительно-пространственного восприятия. 

Организация произвольной деятельности. Почему блок планирования, регуляции и контроля оказывается дефицитным в школе у большого количества нормотипичных детей. «Как его заставить, если он не хочет, если он невнимательный!» Как помочь детям научиться планировать свою деятельность. Польза обучения детей кулинарному мастерству. Примеры игр для сосредоточения и контроля.  

Почему в 99,99 случаев из 100 причины школьной неуспешности не лежат в области интеллекта или лени. 

Первая лекция «Почему не все дети отличники» уже доступна к прослушиванию в записи. 

Хотите научиться

помогать детям преодолевать сложности в учебе, 

видеть в трудностях возможности для развития 

и не разрушаться от плохих оценок?

Наталия Романова-Африкантова, практический онлайн-курс "Если в школе трудно"