5 советов родителям будущих первоклашек от детского нейропсихолога • Школа родительства «Большая Медведица»

Почему не нужно оценивать школьную успеваемость ребенка в I четверти 1 класса.

Может расплакаться в школе. Стал чаще рыдать, устраивать истерики дома. Или не может сдержать гнева, мнет тетради, швыряет ручки, кричит.

В целом стал часто реагировать неадекватно ситуации.

Как так получается, что всего за несколько осенних недель ребенок может превратиться из «радостного дошкольника в ожидании школы» в «неуправляемого первоклассника с истериками и концертами»?

Одна из основных причин подобных  изменений в поведении и реакциях ребенка, который впервые пошел в школу, ― недостаток ресурса.

Детский нейропсихолог, клинический психолог, автор онлайн-практикума «Первый раз в первый класс» Наталия Романова-Африкантова напоминает:


Когда у нас недостаточно ресурса, наши эмоциональные реакции побеждают.
.

Самый простой пример: мы выспались, хорошо себя чувствуем ― ребенок что-то рассыпает на кухне ― наша реакция практически идеально повторяет советы психологов: 

«Ничего страшного. Просто надо убрать вот тем совком. И давай поставим банку теперь на эту полку, чтобы легче было доставать в следующий раз».

И совсем другая реакция будет, когда мы пару ночей подряд спали по несколько часов, готовили отчеты ― и тут кто-то роняет «соринку»…

В ситуации дефицита ресурса наш организм обычно выбирает реакцию «бей»: лучше прямо сейчас «напасть» (накричать, устроить истерику), аккумулировать адреналин на остатке сил, чем ждать, когда сил станет еще меньше.

Чем меньше у нас ресурса, тем быстрее мы переходим из состояния раздражения в состояние гнева, из состояния легкого волнения в тревожность и т. д. 


Ребенок в первом классе испытывает колоссальные нагрузки, которые в первое время даже не связаны с самим обучением школьным навыкам. 
Поток противоположных эмоций и новых впечатлений требует ресурса.  
.

Подробно о возможных изменениях в поведении ребенка-первоклассника в период адаптации, а также о том, что должно насторожить родителей, мы обсуждаем с Наталией на онлайн-практикуме «Первый раз в первый класс»

Наталия Романова-Африкантова с сыном на руках
Наталия Романова-Африкантова с сыном

А сейчас давайте посмотрим внимательнее, что же может мешать адаптации ребенка в школе.

Как тревога и невнимательность ходят по кругу

По словам Наталии Романовой-Африкантовой, эмоции первоклашки нельзя сравнить даже с тем, что испытывает невеста в день свадьбы или каждый из нас в первый рабочий день на новой работе. 

У семилетки радость от нового рюкзака сильнее, чем у невесты от её платья, а тревога неизвестности затмевает собой воодушевленность от нового статуса школьника.

У букв, цифр и информации на доске шансов остаться в памяти просто нет. Они не дарят радость и не несут угрозу. Какие тут буквы — разобраться бы со столовой и физкультурой. 


Пока ребенок не адаптируется, то есть пока его эмоциональный фон не выровняется, требовать от него какой-либо учебы — абсолютно бесполезно. 
.

Он не может физически воспринимать нейтральные буквы и цифры до тех пор, пока вокруг такое количество стимулов, вызывающих у него всю палитру эмоций — от восторга до ужаса.

И если дома мы периодически удивляемся, громко вздыхаем и «наставляем» ребенка: «Ну что ж ты такой невнимательный!» ― то такая наша реакция будет только растить тревожность у первоклассника. 

Ребенок честно пытается сосредоточиться, но возросшая тревога мешает ему теперь еще больше, а невозможность выполнить требование «быть внимательным» вызывает новый виток тревожности.

Замкнутый круг? Что делать родителям?

Пять рекомендаций от специалиста.

1. Помните, что задача первой четверти ― адаптация

Не алфавит, не счет до десяти, не поделки по технологии, а адаптация: знакомство со школой и её правилами, проживание всех испытываемых эмоций, осознание и принятие себя в новом ― школьном ― статусе и усвоение нового режима жизни.

2. Говорите с ребенком о его ближайшей школьной жизни

Тревога рождается в первую очередь неизвестностью. 

Рассказывайте все что знаете: как будут звать учителя, где будет столовая, сколько будет уроков, когда будут забирать, что такое продленка и почему не надо бояться директора.

3. Вспоминайте свою собственную школьную жизнь

Рассказывайте о том, как мама и папа были школьниками. Покажите свои школьные фотографии, если остались, поведайте любимые школьные истории, вспомните свою первую двойку и эмоции по этому поводу. 

Ребенок должен понять, что все ходили в школу, все хоть раз получали двойку и при этом выжили. 

Смотрите вместе фильмы про школу, обсуждайте их и отвечайте на все появляющиеся вопросы.

4. Заранее «прокачайте» важные навыки

Речь не о скорости чтения и устного счета. 

В фокусе должны быть важные бытовые навыки:

умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки, аккуратно есть, пользоваться общественным туалетом (да, это тоже важно) и способность обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса.

5. Не оценивайте внимательность и школьные навыки в первой четверти

Оценивать внимательность, способность к концентрации и школьные навыки можно НЕ РАНЬШЕ, чем в начале второй четверти.

ДО этого момента всё зависит исключительно от созревания эмоционально-волевой сферы и уровня эмоционального интеллекта.

___________________

Обо всех тонкостях адаптации ребенка (и родителя:) в первом классе мы подробно говорим с Наталией Романовой-Африкантовой  на онлайн-практикуме «Первый раз в первый класс».

Обсудим:

  • Как подготовка к 1 сентября помогает успешной адаптации: когда начинать готовиться, что нужно сделать обязательно, а без чего можно обойтись
  • Что важно успеть рассказать ребенку до школы
  • Как поддерживать ребенка в начале учебного года
  • Как адаптация к школе может влиять на поведение дома и как в таком случае реагировать родителю
  • Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками
  • Ребенок и учитель: что на самом деле важно
  • Как понять, что ребенку хорошо в школе
  • Если что-то пошло не так (задержка адаптации, дезадаптация): как распознать и что можно делать в такой ситуации
  • Адаптация мамы: как справиться со стрессом и тревогой. 

Бонус: все участники получат список
«40 важных дел, которые надо сделать летом перед школой».

Присоединяйтесь!

Узнать все подробности
и записаться на практикум

↓↓↓

Для тех, кому важна всесторонняя подготовка к первому классу

Успешность ребенка в обучении зависит во многом от школьной готовности самого ребенка, готовности родителя, образовательных целей и правильной адаптации первоклассника.

Все эти темы Наталия Романова-Африкантова разбирает в тематических практикумах: 

Практикум «К школе готов!» о диагностике готовности ребенка и родителя (можно приобрести запись).

Практикум «Выбор школы», о котором мы рассказали выше.

Практикум «Первый раз в первый класс» о том, как поддержать ребенка в первом классе.  


Вы можете приобретать практикумы по отдельности на наиболее актуальную тему. Или воспользоваться спецценой на пакет сразу из трех практикумов (доступ к трансляциям + записи на 6 месяцев).
.

Хочу сразу все три практикума
о будущих первоклассниках

*****

Иду только на практикум про адаптацию в школе