Для родителей, чьи дети учатся в начальной школе
или идут в первый класс:
Нужно ли заниматься учебой летом, чем именно и в какой форме.
Как найти вдохновение для себя и мотивировать ребенка.
Как составить и соблюдать индивидуальный план для
тренировки навыков, необходимых в обучении.
«Летом ребенок должен отдыхать, набираться сил, а не сидеть за учебниками». Однако…
Круговорот из уроков, секций, кружков, «домашек», курсов подготовки в первому классу ― останавливается.
Дети не горят желанием учиться еще и летом, а мы не хотим заставлять, потому что «надо же когда-то отдыхать от заданий», да и сами устали от напряжения и ссор из-за учебы.
Однако есть вопросы, на которые летом в каждой семье все же приходится искать ответы.
Что делать со списками летних заданий, которые ученик начальной школы приносит домой перед каникулами
А если ребенок «все забудет» к сентябрю и не сможет быстро включиться в работу после 3-х месяцев сплошных развлечений и «ничегонеделания»
Как успеть за каникулы «подтянуть» математику / письмо / чтение и не перегрузить ребенка
А что, если мы упускаем время и за лето можно «доготовить» будущего первоклассника к новым для него нагрузкам
Ребенок неусидчив, невнимателен, неорганизован. Ленится думать, старается угадать ответ. Занятия проходят и так со скандалом. Вдруг после отдыха будет еще хуже!
И самое главное ― как не испортить отношения с ребенком и не убить обязательными занятиями желание учиться, исследовать новое
4 шага, чтобы найти баланс
между отдыхом и занятиями летом
Шаг 1. Начните с цели: для чего конкретно вашему ребенку нужны занятия летом? Какие навыки требуют автоматизации?
Каждый школьник уходит на каникулы с разным уровнем подготовки. Поэтому любой одинаковый комплект заданий для Сони и для Ани, для Сережи и для Саши будет о разном.
Кто-то справится практически мгновенно и поработает «для галочки», а для кого-то это станет тяжелой и местами неподъемной работой ― так формируется и закрепляется неуспешность, неуверенность в своих силах.
Та же ситуация с детьми на пороге школы. Одинаковые для всех задания действуют по-разному: одного ребенка продвигают, а другому вредят.
Ребенок не может «сесть и просто сделать» ―
потому что либо неинтересно и скучно, либо слишком сложно.
«Усреднение» не работает.
Что делать?
Провести «инвентаризацию» ― оценить, критически посмотреть на базовые учебные навыки ребенка. Без них невозможно успешное и продуктивное обучение ни в начальной, ни, тем более, в средней школе.
В зависимости от того, идет речь о дошкольнике или об ученике начальной школы, набор базовых навыков будет разным.
Каждый родитель может провести такую «инвентаризацию» самостоятельно.
В ходе интенсива вы подробно остановитесь на каждом навыке. Всего 4-5 сфер (отдельные лекции о детях на пороге первого класса и об учениках начальной школы). | |
Выявите, в какой области у ребенка есть сложности. Точечная работа по развитию и усилению нужных навыков и будет целью. |
↓
Шаг 2. Определите, какие есть способы «прокачки» нужного навыка или навыков.
Вы разберете весь ассортимент возможных занятий для развития конкретного навыка и составите свое индивидуальное «меню» тренировок. |
↓
Шаг 3. Посмотрите, как лучше встроить занятия в летний распорядок дня с учетом ресурсов и предпочтений ― ваших и вашего ребенка.
Вас ждут конкретные рекомендации по всем возможным группам упражнений ― для точечной тренировки каждого навыка. Хотите ― занимайтесь по печатным материалам, хотите ― по электронным, а хотите ― играйте в специальные игры. | |
Вы сами выбираете, какой формат занятий для вас и ребенка наиболее комфортен и продуктивен. |
↓
Шаг 4. Усильте «меню» тренировок секретными компонентами.
Вы узнаете, как сделать так, чтобы рутина была интереснее, а достижение трудной цели не превратилось в каторгу и для ребенка, и для вас. | |
Увидите, что нет ничего невозможного. Вдохновитесь и, возможно, сразу во время эфира набросаете список своих собственных секретных компонентов 🙂 |
Каким образом такие летние тренировки помогают ребенку
в обучении и влияют на его мотивацию?
Возьмем один из базовых навыков ученика начальной школы ― умение читать осмысленно.
Почему навык ― базовый? Потому что без этого фундамента успешное обучение невозможно. Все верхние «слои» рассыпаются. Например, ребенок не может решить задачу не потому, что не знает, как. А потому что не понимает смысла условий из текста в учебнике.
В этой ситуации абсолютно бесполезным будет список книг на лето и чтение по столько-то страниц в день.
Ребенку будет или скучно, или тяжело ― здесь нет пространства для развития внутренней мотивации.
Решение в том, чтобы работать конкретно над навыком осмысленного чтения. И для этого есть совершенно другие виды занятий, упражнений и пособий, о которых и пойдет речь в интенсиве.
Весь учебный год дети бегут (и родители вместе с ними): школа, продленка, кружки, секции, уроки, домашние задания, развивающие центры, курсы подготовки к школе.
На высоких скоростях информация проглатывается, ребенок не успевает ее осознавать и проживать.
Лето — огромный период, фактически целый учебный триместр, в котором у семьи появляется уникальная возможность ― развивать и тренировать важные для конкретного ребенка навыки в своем индивидуальном темпе. И неважно: отстает ребенок или, наоборот, опережает программу.
Мы выстраиваем личный план тренировок, индивидуальный маршрут и выходим из системы «сделал ― показал ― забыл».
Постепенно ребенок начинает понимать, что процесс образования по сути бесконечен, практика изучения того или иного предмета, отработки того или иного навыка — с ним по жизни. И что любую рутину можно сделать приятной.
Понимание ― ключ к развитию внутренней мотивации у ребенка.
Для кого участие будет полезным
Для родителей учеников начальной школы (1-4 классы), которые:
- хотят понять, какие занятия нужны конкретно их ребенку, как они влияют на его успехи в обучении;
- осознают, что внешняя мотивация и «усаживание за уроки» работают временно, и стремятся бережно помогать ребенку в развитии самомотивации, волевой сферы;
- готовы включаться в организацию индивидуального летнего «меню» тренировок, чтобы сделать процесс обучения более осмысленным, интересным и продуктивным и для ребенка, и для себя.
Для родителей детей на пороге школы (6-7 лет), которые:
- хотят понять, какие занятия и для развития каких базовых навыков нужны конкретно их ребенку, чтобы ребенок мог воспринимать и усваивать школьный материал (речь не о том, чтобы учить ребенка счету или письму до школы);
- хотят подготовить ребенка к различным видам нагрузки в первом классе;
- готовы помогать ребенку в развитии базовых навыков, самомотивации, волевой сферы и создавать индивидуальную программу летних тренировок.
Анна Высоцкая
- Нейропсихолог.
- Образовательный коуч.
- Мама четверых детей, трое из которых ― школьники.
- Автор статей о нейропсихологии и обучающих семинаров для родителей школьников.
Основной круг вопросов, с которыми работает Анна:
- Как справиться с трудностями в обучении.
- Как выбрать школу и форму образования.
- Как перейти из школы на семейное обучение или в альтернативную школу.
- Как эффективно учить ребенка дома.
- Как построить образовательную стратегию и реализовать ее.
В своей работе автор опирается на:
1. Последние исследования нейропсихологии
2. Особенности развития воли, мышления, внимания, памяти, речи ребенка
3. Способности ребенка заводить друзей, воспринимать критику, выдерживать неудачи.
Программа
Лекция 1. Школа на каникулах (для родителей учеников 1-4 классов). В записи
- Нужны ли летние занятия. Если да, то чем и как заниматься. Как правильно подобрать виды занятий, пособия, электронные ресурсы. Как дозировать нагрузку.
- Как обучаться, играя. Как балансировать между необходимостью тренировки школьных навыков и желанием ничего не делать.
- Мотивация для рутины: маленькие подсказки для весомых результатов.
Лекция 2. Лето до школы (для родителей детей 6-7 лет). В записи
- Как провести три летних месяца перед школой так, чтобы ребенок подошел к новой роли ученика спокойным и уверенным.
- Игры на каникулах. Как обучаться в игре, незаметно оттачивая навыки, необходимые для успешного обучения в школе.
- Самостоятельность, планирование, внимательность: практикуем в рутине дней.
- Составляем сбалансированное «меню» летних занятий, ориентируясь на индивидуальные особенности своего ребенка.
Подведем итоги:
для чего вам участвовать в интенсиве
Действовать или только слушать ― решать вам. Но результаты стоят того, чтобы делать шаги 🙂
Вы посмотрите на процесс обучения под другим углом. Разберетесь, как и какие базовые навыки влияют на успешность ребенка в обучении. Проанализируете, насколько развит каждый навык у вашего ребенка. Увидите, где требуется дополнительная проработка.
|
|
Поймете, как развивается внутренняя мотивация и сила воли у ребенка. Как тренировать умение настроиться на работу и уйти от «усаживания за уроки» и конфликтов из-за «не хочу учиться».
|
|
Составите свой индивидуальный план для точечных тренировок «западающих» базовых навыков у ребенка ― комфортный для вас и для ребенка, с учетом ресурсов, которыми располагаете. Освоите инструменты, которые помогают не сходить с дистанции и регулярно, с интересом тренироваться. Научитесь вместе с ребенком ставить цели и отслеживать прогресс. |
|
И вы и ваш ребенок почувствуете себя спокойнее и увереннее, потому что алгоритм действий при трудностях в обучении станет абсолютно ясным и прозрачным. Убедитесь, что любая сложность в учебе не так объемна, как кажется, и что всегда есть решение, а значит, станет меньше страхов и переживаний из-за различных аттестаций. |
Все понятно, но…
«У ребенка все же должен быть нормальный отдых летом без всяких заданий. В школе догонит»
А если НЕ «догонит»?.. Возможных факторов слишком много.
Выбирать только вам, заниматься или нет с ребенком летом, какие упражнения и в каком формате выполнять или не выполнять. Но стоит учитывать важный момент →
Отдых и развлечения ― не одно и то же. Можно только развлекаться и не отдохнуть и наоборот: регулярно работать и чувствовать себя отдохнувшим. Постоянные развлечения и впечатления ― это удобно и как будто логично для каникул. Но потом в школьной рутине ребенку будет крайне тяжело заставлять себя входить в состояние тонуса.
Цель интенсива ― научить ребенка быстро переходить из расслабленного в рабочее состояние. Сила воли тренируется постепенно, через минимальные, «гомеопатические» усилия со стороны ребенка. Это один из базовых и необходимых навыков для успешного обучения ребенка.
«А может, просто нанять репетитора ребенку, если он не справляется?»
Это одно из решений. Но, по опыту многолетней работы с родителями и детьми автора интенсива Анны Высоцкой, ― в большинстве случаев трудности в обучении связаны именно с «провалами» в развитии базовых навыков в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.
На интенсиве Анна учит как раз анализировать каждый навык и подбирать нужные упражнения для ребенка.
«Наверное, это все очень сложно и долго: упражнения, мотивация… »
Анна Высоцкая дает простые инструменты, которые помогают родителям, а НЕ специалистам, составить и реализовать свой план тренировок для конкретного ребенка. Так, чтобы лето прошло с пользой и не превратилось в бесконечные занятия и ссоры из-за постоянного «надо».
Как только вы освоите принцип подбора и организации занятий ― увидите, что все гораздо легче и быстрее, чем казалось 🙂
«А как быть с летними заданиями из школы?»
Школьные задания на лето носят рекомендательный характер. Вы можете использовать их в качестве ориентира, выполнить часть или все полностью.
Главное в другом:
Если ребенок испытывает трудности с какой-то темой или предметом, то нет никакого смысла давать задания на закрепление, пока сам материал не усвоен (вспомните пример о навыке осознанного чтения выше на этой странице).
Вы можете определить, что мешает ребенку понять материал, проработать нужный базовый навык и уже после вернуться к школьным заданиям. Так получится гораздо продуктивнее. Еще и ситуацию успеха для ребенка создадите 🙂
«А если ребенок пойдет в школу только через 2 года или, наоборот, учится уже в средней школе, то интенсив не подойдет?»
Для ребенка 4-5 лет программа интенсива будет сильно на опережение, потому что базовые навыки формируются постепенно и развиваются поэтапно. Если вы хотите включить в общение с ребенком этого возраста занятия на развитие базовых навыков, обратите внимание на другой интенсив Анны Высоцкой в нашей Школе ― «Человек обучающийся».
В средней школе ребенок психологически сильно меняется. Поэтому интенсив не подойдет для родителей детей, которые уже закончили 5-й и выше классы.
Но для детей, которые только закончили 4-й класс ― программа актуальна. Мы отдельно будем говорить об этой категории учеников. Все базовые навыки должны быть автоматизированы перед средней школой. Поэтому лето для них ― это задел на будущее, возможность в комфортном режиме доработать те сферы, где есть пробелы.
Сколько стоит участие?
Лекция 1. Школа на каникулах
(для родителей учеников 1-4 классов)- Доступ на 1 год к записи лекции 1 (120 минут). Нужен только интернет.
Лекция 2. Лето до школы
(для родителей детей 6-7 лет)- Доступ на 1 год к записи лекции 2 (140 минут). Нужен только интернет.
Лекция 1 + Лекция 2
- Доступ на 1 год к записям двух лекций (260 минут). Нужен только интернет.
Отзывы участников
Дорогая Большая Медведица, спешу поблагодарить за чудесную лекцию Анны Высоцкой про учеников начальной школы. Мой сын закончил первый класс и одна из “всплывших” в течение учебного года проблем ― это катастрофическая невнимательность в письме с горой исправлений и постоянное нытье из-за домашек, потому что надо что-то списывать/записывать.
Неделю назад я решила попробовать “тренировку” по списыванию, о которой рассказывала Анна. Пособие, которое она рекомендовала, нашла бесплатно в сети. Интересное, удобное и местами забавное:) Завели с ребенком специальный календарь. Договорились о правилах. Каждый день берем из пособия один короткий текст до 40 слов. Он сам спокойно списывает. Проверяет. Ищет ошибки. Находит:) Потом приносит мне. Я иногда тоже нахожу:) Но их меньше в разы! И реакция абсолютно спокойная.
Много всего было, есть еще , что пробовать и внедрять. Но результаты и процесс вдохновляют. Спасибо!
Наши контакты:
Если что-то неясно или не получается, напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com Всё решим!