«Открытый урок» ― это не просто лекция по теме. Это беседа с экспертом на заданную тему в прямом эфире в формате вопросов и ответов. Вы спрашиваете ― специалист отвечает. Присоединяйтесь!

Как говорить с детьми о старости и смерти?

«А ты умрешь?» — рано или поздно этот вопрос слышит от своего ребенка каждый родитель. И теряется с ответом. Как объяснить своим детям, что такое смерть? О том, что жизнь может оборваться по разным причинам и в любой момент? Что это значит: когда был человек — и вдруг его не стало?

«Почему бабушка такая старенькая?» — еще один вопрос, ответ на который найдется не у каждого родителя. Как разговаривать с детьми о течении времени и наших телесных трансформациях, связанных с ним? Почему мы стареем? Как дать понять ребенку, что такое связь поколений? Какое место в семейной иеархии занимают бабушки и дедушки?

На открытом уроке с психологом Катериной Мурашовой мы поговорим о грустном и страшном, но необходимом опыте знакомства ребенка с темой старости и смерти.

Какие возрастные особенности восприятия темы смерти существуют? Что можно и нужно сказать малышу? Как говорить с подростком?

Если ребенок ничего не спрашивает, стоит ли самим родителям поднимать эту тему?

Надо ли специально воспитывать/формировать отношение ребенка к бабушкам и дедушкам? Если да, то как?

Что отвечать на вопросы и восклицания ребенка:

  • «А ты умрешь?»
  • «Как же я буду жить, если ты умрешь?»
  • «А как это — “умерла”? Где она сейчас?»

Как сказать ребенку о смерти близкого? Есть ли особенности преподнесения такой информации в зависимости от возраста?

Брать ли детей на похороны? С какого возраста? Что говорить о посещении кладбища?

Как помочь пережить утрату?

Как говорить с ребенком про суицид?

Как говорить с ребенком про психическое нездоровье окружающих? В частности, про старческое слабоумие?

Как говорить про неизлечимые болезни?

«Я не хочу, чтобы вы с папой становились старыми… как же я тогда один буду без вас». «Я не хочу становиться дедушкой». «Не поеду к бабушке, от нее пахнет плохо, и она странно говорит». Как отвечать на вопросы о старении?

16 марта в 20:00 по Москве мы обсудим с психологом Катериной Мурашовой,
как говорить с детьми о старости и смерти

Об авторах этого «Открытого урока»
Подробнее об эксперте >>
  • Практикующий детский и семейный психолог с более чем 25-летним опытом работы. Писатель. Постоянный автор колонки о психологии и детях в журнале Snob.
  • Книги: «Ваш непонятный ребенок», «Любить или воспитывать?», «Все мы родом из детства», «Что делать, если в семье растет гипо- или гиперактивный ребенок».
  • Образование: Дважды окончила Ленинградский государственный университет — биологический и спустя почти десять лет психологический факультет по специальности «Возрастная психология».
  • С научными экспедициями объездила весь Советский Союз. Работала на кафедре эмбриологии ЛГУ, в Институте экспериментальной медицины, по программе «Врачи мира» — с детьми из социально-неблагополучных семей. В настоящее время работает в детской поликлинике семейным психологом, преподает в Санкт-Петербургском университете культуры.
  • Мама двоих детей.
  • Об осознанности: Я ничего не понимаю про осознанность в общении с детьми. Мне кажется, единственная сознательная вещь, которая здесь ВСЕГДА очень уместна — это стараться как можно меньше врать детям, словами, чувствами, поступками. Вы можете быть какими угодно — умными, глупыми, вздорными, смешливыми, серьезными, жадными, несознательными и непоследовательными — уж что досталось ребенку то и досталось, но вот если постараться не врать ему и по возможности себе, тогда в любом случае с любимым ребенком есть шанс построить вполне себе пристойное и со всеми удобствами здание для жизни ваших с ним отношений.
Подробнее о Школе >>
Нашему проекту уже 3 года, и за это время мы объединили 100 000 родителей. На сегодняшний день мы являемся крупнейшей родительской онлайн-школой. Мы предоставляем возможность большой аудитории родителей познакомиться с самыми лучшими экспертами по вопросам родительства и детства в форме онлайн-лекций и онлайн-практикумов. Мы верим в то, что поддерживая желание и интерес родителей узнавать новое, давая им доступ к знаниям в самом удобном и гибком формате, мы помогаем заложить основы для нового счастливого и здорового поколения детей, так как человек начинается в семье.

А вот, что говорят участники других онлайн-встреч с Катериной Мурашовой:

Vita Taliana

С врачом детской поликлиники №47 Катериной Мурашовой я мечтала встретиться лично с тех пор, как мне в руки попалась книга «Ваш непонятный ребенок», а потом и ее знаменитый хит «Все мы родом из детства». Она так лихо описывала трудных детей, которые на глазах становились понятными, лишь переступив порог ее кабинета!

Кстати, Катерина до сих пор работает в той же районной поликлинике в Санкт-Петербурге семейным психологом. Питерцы, вам повезло! «Не психиатром, а психотерапевтом!» — часто подшучивает она в книге над собственным статусом, ссылаясь на свои бесчисленные столкновения с нашим советским багажом предрассудков.

Спасибо школе осознанного родительства «Большая Медведица» за главные тезисы Катерины Мурашовой про детские кризисы. Вот они: первый год жизни ребенка — один сплошной кризис. Главный вопрос этого периода: мир мне рад или нет? Дитя принимает решение, и тут все зависит от принимающей стороны.

Мурашова говорит, что ни один психолог мира не умеет лечить травму этого периода, то есть исправить позицию базового недоверия к миру. «Вы только представьте, — рассказывает Катерина, — что дети считывают эмоциональное состояние родителей и изменяют свое поведение под это состояние уже через четыре (!) часа после рождения».

В качестве примера Екатерина Мурашова рассказывает про младенцев-отказников из приюта — те «кульки», которые врачи просто носили привязанными к собственному телу, выживали. Выводы очевидны.

 

После года — первый кризис «нельзя» «можно» VS «нельзя»: в голове малыша пишется программа установления границ. Ребенок исследует реакцию создателя запретов на нарушение запрета тремя способами:

1) прямая агрессия («Дай! А то сейчас голову себе разобью!»),
2) нытье,
3) манипуляция.

Главный вопрос этого периода: как все устроено? Как я могу «сделать» своих законодателей (противостоять им)? До какого предела испытывать? Памятка для родителей: это не просто слова «сохраняйте спокойствие», «настаивайте на своем» — это понимание механизма такого поведения. Не ребенок над вами издевается, а над ним издевается биологическая программа.

Мурашова приводит прекрасный пример: прежде чем злиться на своего ребенка, представьте, что вы устроились на новую работу и решили выйти покурить. Но говорить вы не умеете, так как работаете, к примеру, в японском офисе и не знаете языка. Что вы сделаете? Сначала покурите на улице, потом в подъезде, потом в коридоре на этаже, потом на пороге кабинета, а затем прямо на рабочем месте. И так будет до тех пор, пока пожарные не придут и не оштрафуют вас из-за нарушения техники безопасности. И вот тогда вы почувствуете границы и правила без слов.

 

Почему вам стоит участвовать?

«Открытый урок» ― это не лекция по заранее составленному плану. Это настоящая живая беседа с экспертом на заданную тему.

В прямом эфире, в чате (в рамках тематики встречи) вы можете спрашивать специалиста о том, что беспокоит именно вас.

Если вы не уверены, что получится присутствовать онлайн, оставьте свои вопросы в блоке «Комментарии» в конце этой страницы или напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com.

Внимание:

Продолжительность встречи ― 1 час.

В первую очередь ведущая, озвучивает вопросы из чата от участников, которые пришли онлайн, а затем ―  те, что оставлены заранее, перед встречей. Надеемся на понимание 🙂

Как принять участие в «Открытом уроке» и получить запись?

Шаг 1. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, с помощью формы, которая расположена ниже.

Шаг 2. Для участия вам нужен только компьютер / планшет / смартфон и доступ к интернет.

В день онлайн-встречи мы напомним вам о времени начала мероприятия и пришлем данные для входа в виртуальную комнату. Переходите по ссылке ― начинаем беседу!

Ссылка на запись отправляется сразу после обработки всем зарегистрированным участникам ― обычно в течение 1-2 дней с момента окончания онлайн-встречи.


Прочитал и согласен с договором оферты
У вас есть вопросы?
Если что-то непонятно или не получается, напишите, пожалуйста, нам на adm.bmshkola@gmail.com Обязательно поможем!
Ваши комментарии:

Здесь вы можете оставить заранее свои вопросы для Катерины Мурашовой по теме «Открытого урока»:

comments powered by HyperComments

С нами уже 100 000+ родителей!

Присоединяйтесь и первыми узнавайте о важных событиях, получайте спецпредложения и уникальные экспертные материалы об отношениях с детьми и близкими →


You have Successfully Subscribed!