Иди ко мне. Я тебе почитаю
Как влюбить ребенка в книги, но так, чтобы он не ушел с головой в книжный мир?
У родителей есть два повода для тревог, связанных с чтением
Ребенок не любит читать

Плохо читает, быстро устает, ленится, убегает. Из-за чтения проблемы с математикой и другими предметами. Чтение — это наказание.

Ребенок слишком много читает

Глотает книги, но с трудом выражает свои мысли и ничего не применяет в жизни. Сложно общаться, ничего не хочет, кроме книг.

В обоих случаях может помочь одно решение — читать ребенку книги вслух и помогать перенести прочитанное в жизнь. Это можно делать с года (для профилактики) до подросткового возраста (когда сложности уже начались).

Когда чтение — совместное приключение, взрослый может заглянуть во внутренний мир ребенка и понять, что его тревожит. Так он восстановить пошатнувшуюся привязанность и снова станет авторитетом. Это возможность рассказать ребенку то, что он в другой ситуации не будет слушать как нотацию. И хороший способ включить мышление, воображение и память, чтобы помочь быстрее думать и легче учиться.

Что, можно просто взять любую книгу
и читать ребенку?
Можно. Но лучше сначала разобраться, как работает мозг ребенка в его возрасте. Какие книги ему сейчас нужны и как их лучше всего читать, чтобы ребенок активно слушал, думал и применял их в жизни.

Даже если у вас есть всего 15 минут в день, за это время можно успеть потренировать память и аналитические способности, включить мышление и воображение, развить эмоциональный интеллект. А также укрепить свой авторитет родителя и помочь в трудной ситуации, подсказать. Мы будем учиться читать с ребенком с максимумом пользы на нашем новом курсе.

Школа осознанного родительства «Большая Медведица» приглашает на цикл онлайн практикумов
«Чтение как приключение. Как читать ребенку книги»
Это курс из пяти онлайн практикумов, где вы найдете подход, как влюбить ребенка в чтение в разном возрасте и помочь ему научиться хорошо читать.

Первый практикум — вводный, четыре остальных посвящены чтению с ребенком в периоды ключевых изменений в личности ребенка. Вы были на первом открытом онлайн практикуме и узнали, как ребенок воспринимает книги в разном возрасте? Следующие занятия посвятим ключевым этапам развития ребенка, когда читая вместе книги, вы помогаете ему научиться, общаться и лучше понять себя. В них автор подробно расскажет, как и что в каждом возрасте лучше читать. Вы узнаете, на чем фокусировать внимание, как разбирать и обсуждать текст вместе с ребенком. Как научить ребенка анализировать, пересказывать и придумывать свои истории

Результаты:​
После каждого онлайн практикума вы будете знать, как получить такой результат для вашего возраста:

Эмоциональный контакт

Я чувствую твое тепло и успокаиваюсь с книгой. Я знаю, что ты рядом и защитишь меня. Мы вместе читаем и проживаем интересную историю и я рад, что ты меня понимаешь.

Способность учиться

Даже когда ты читаешь мне “Курочку рябу” или комиксы, я узнаю новое. Я анализирую, запоминаю детали, сравниваю, выдвигаю гипотезы. Мне нравится учиться и я начинаю делать это сам.

Ребенок понимает себя

Я похож на героя книги и могу справиться со своим страхом так же как он. Со мной все в порядке, герои в книгах тоже так себя чувствуют и ведут, когда сталкиваются с такой же ситуацией.

Ребенок открывает мир

В мире есть опасности, но мой взрослый меня защитит. В мире столько интересного. Так вот почему мои друзья и родители так поступают.

Программа курса из пяти онлайн-практикумов
Практикум 1: Как ребенок воспринимает текст в разном возрасте

Практикум №1

На этом практикуме вы узнаете, какой путь проходит ребенок в своем развитии и как вы можете ему помочь, читая книги вслух.

  • Что могут сделать книги для развития ребенка в разном возрасте
  • Как выбрать книги по годам
  • Что делать, чтобы ребенок научился читать сам или с вашими небольшими усилиями
  • Как с помощью книг наладить контакт, укрепить привязанность и вернуть авторитет
  • Что делать, если ребенок не любит книги
  • Сколько нужно выделить времени на чтение
  • Обязательно ли читать ребенку вслух
Практикум 2: Раннее детство (1-3 года)

Практикум №2

Нужно ли срочно учить ребенка читать по карточкам Домана или кубикам Зайцева до трех, чтобы не было поздно? Не будет ли ребенок отставать от сверстников, если не не заниматься с ним по методикам, а просто читать ему вслух? Давайте разберемся.

Примерно до трех лет ребенок мыслит только когда он действует. Поэтому ему важно не учить буквы, слоги и слова, а трогать, чтобы узнать новое. Разорвал на части — проанализировал. Смешал все книги на полу — обобщил. Разрисовал — создал новое.

Так что учить ребенка читать рано, а вот читать ему вслух очень хорошо.

Обязательно поговорим на практикуме о том, как:

  • Что происходит с ребенком, когда вы читаете ему?
  • Как читать ребенку, чтобы развивать его речь, мышление и память? Разбираем на примере сказки «Теремок».
  • Как задавать вопросы к тексту.
  • Почему ребенок не хочет слушать сказки.
  • Какие книги пока рано читать.
  • Как приучить бережно относиться к книгам.
  • Как выбрать иллюстрации к произведению.
  • Сколько книг в день может воспринимать ребенок.

Результат:

Ребенок знает, что книги — это интересно. Это возможность побыть вместе со взрослым и почувствовать себя в безопасности. А вы поймете, как заинтересовать ребенка чтением, развивать его мышление без принуждения.

Практикум 3: Младшие дошкольники (3-4 года)

Практикум №3

Когда читаете на форумах или в развивающих пособиях, что дети в 3-4 года вовсю читают, внутри шевелится противный червячок. Потому что ребенок не всегда хочет даже слушать книги. И буквы называет через раз. Или буквы, слоги, отдельные слова уже называет, но никак не зачитает сам. Может, отвести его в развивающий центр, пусть они его всему научат?

В 3-4 года ребенку всё ещё нужно действовать, чтобы думать. Поэтому специально пока можно не учить буквы и слоги. Лучше дать побегать, залезть на дерево или поиграть в прятки. А вот читать вслух очень нужно.

Ребенку важно применить новые знания. Находить вокруг слова из книжки. Изучать то, чего нет в его окружении. Видеть только отдельные предметы, но и связи между ними. Мозг ребенка развивается именно в этот момент, а не когда он пытается запомнить абстрактные символы.

На этом онлайн практикуме вы научитесь читать ребенку трех-четырех лет так, чтобы он погружался в историю, решал внутренние конфликты и развивал эмоциональный интеллект.

Что будет на практикуме:

  • Подробный анализ текста в исполнении автора вебинара на примере сказки «Лисичка со скалочкой».
  • Нравственные конфликт и эмоциональные переживания.
  • Почему ребенок готов многократно слушать одну и ту же сказку?
  • Почему ребенок в это возрасте не любит книги?
  • Какие творческие задания может выполнять ребенок в этом возрасте?
  • Как построить вопросы к тексту?

Результат:

Ребенок знает, что может узнать и книги новое и интересное. Сталкивается со сложными ситуациями и чувствами, которые не может объяснить взрослому. А взрослый знает, как поддержать ребенка и создать условия для развития.

Практикум 4: Старшие дошкольники (5-6 лет)

Практикум №4

Скоро в школу, а ребенок не хочет читать сам! Быстро устает, ленится, убегает. Как же он научится, если я все время читаю вместо него?

Если ребенок не хочет читать, у него не хватает ресурсов для этого. Не все дети в 5-6 лет хорошо запоминают, концентрируются, и легко учатся.

Лучше снизить давление и продолжать читать ребенку книги. А потом давать ему специальные задания, которые помогают понять прочитанное, а также развивать его мелкую моторику, скорость восприятия, умение концентрировать внимание и запоминать. Это поможет ему быстрее освоить чтение и подготовиться к школе.

Что будет на практикуме:

  • Как читать ребенку 5-6 лет, чтобы развить у него умение быстро думать, справляться с заданиями и запоминать информацию.
  • Закладываем базу для легкого обучения в школе.
  • Подробный анализ текста в исполнении автора вебинара на примере сказки «Гадкий утенок» Андерсена.
  • Творческие задания к тексту.
  • Как включить в ребенке писателя?
  • Что делать, если ребенок не любит читать?
  • Аудиокниги и видеоматериалы – как использовать

Результат:

  • Ребенок понемногу пробует читать.
  • Он не боится, что потеряет внимание взрослого и останется без совместного времени с книгой.
  • Благодаря чтению он лучше понимает себя и психологически готовится к школе.
  • Взрослый знает, как поддержать ребенка, помочь ему справиться с трудностями и позаниматься с ним без принуждения
ППрактикум 5: Младшие школьники (6-9 лет)

Практикум №5

Ребенку говорят больше читать! А он быстро устает. Скачет по строчкам, а потом не может пересказать. Вдобавок появились сложности с вниманием и запоминанием. И начались проблемы с математикой и другими предметами. Значит, ребенку не хватает ресурсов и от него слишком много требуют.

Что делать? Прежде всего успокоить и создать ощущение безопасности. Снизить планку требований и снова читать вслух. Обсуждать прочитанное и выслушать мнение. Это поможет понять, как через какие трудности проходит ребенок и как с ними справиться. Потому что кроме учебы есть еще страх одиночества, неразделенная первая любовь, школьные интриги и другие темы, о которых сложно говорить.

А потом, поддерживая восстанавливающую близость, бережно тренировать внимание, память, скорость восприятия и умение думать. И это тоже можно будет делать, читая вместе книги.

На онлайн-практикуме мы разберемся, как это сделать:

  • Подробный анализ текста на примере рассказа Драгунского «Друг детства».
  • Рефлексия и идентификация с персонажем.
  • Мотив одиночества и страха.
  • Мотив конфликтов в социуме.
  • Как прививать вкус в художественной литературе?
  • Почему ребенок не хочет отвечать на вопросы к тексту (например, на уроке или в учебнике)?

Результат:

  • Ребенок чувствует себя в безопасности. Он ощущает поддержку и получает подсказки в трудных ситуациях, даже если не рассказывает о них напрямую. Напряжение снижается и становится легче справляться с заданиями и тренировать память, внимание и мышление.
  • Ребенок учится находить суть и задавать уточняющие вопросы. Это помогает разбираться в условиях задач и легче справляться с заданиями в школе.
  • Ребенок привыкает узнавать из книг ответы, познавать новое и делать выводы из опыта героев книг.
  • Взрослый поддерживает эмоциональный контакт, знает о переживаниях ребенка, даже если он об этом не рассказывает. И может помочь, обсуждая прочитанное.
Кто проводит?
Педагог и психолог Марина Озерова
  • Магистр общей педагогики.
  • Окончила Российский государственный педагогический университет им. Герцена.
  • Специализируется на детской психологии.
  • С семнадцати лет работает с детьми руководителем творческих кружков, преподавателем, методистом.
  • Ведет образовательные семинары для родителей, посвященные совместному творчеству с детьми и частные психологические консультации.
  • Читает лекции о детском развитии, домашнем воспитании и образовании.
  • В 2007 г. получила грант Американского фонда еврейской культуры за серию уроков «Еврейский календарь на уроках детского творчества».
  • Автор 10 книг.
  • С 2004 года живет в Израиле, воспитывает дочь и двух сыновей.

У меня было больше 1000 учеников. Многие из моих “деток” уже сами стали родителями.

А не уйдет ли ребенок с головой в книжный мир, если я буду ему регулярно читать?
Вот что говорит по этому поводу сама Марина Озерова:

«Мы не стремимся ЗАГНАТЬ ребенка в чтение и сделать это его ОСНОВНОЙ деятельностью. “Чтение — это способ познания мира”. Это прекрасно, и относится ко всем, кроме детей. Для детей способ познания мира несколько отличается. Этот мир нужно смотреть, слышать, щупать, играть с ним. Слушать самые прекрасные произведения — это уже иное. Ребенок приходит в мир, и прежде всего хочет его исследовать, И никакие, самые лучшие, выдуманные миры не заменят этот, настоящий. Он прекрасен и бесконечен для детской любознательности.

Поскольку в советскую педагогику по наследству передали образ “хорошего ребенка” из деспотичного режима царских гимназий, то стереотип “хороший мальчик — сидит, читает книжки” прижился быстро и качественно. Общаюсь с людьми вокруг, поражаюсь (речь не только о “старшем поколении”, а и моих ровесниках) — есть два типа мальчиков — либо “ботаник”, либо “пэтэушник”.

Допустить, что мальчик может быть умным, начитанным, увлеченным, и при этом прыгать с гаражей, уметь забивать гвозди, гонять на велосипеде, люди не в состоянии. Вообще вот это убеждение, что “умный ребенок” — тихоня с книжкой, непоколебимо в наших бывших соотечественниках. То, что у маленького ребенка все будущие умственные способности зависят от активной деятельности, воспринимается как посягательство на Святой Образ “хорошего мальчика”».

Как посмотреть Курс онлайн-лекций в записи?
  • Для участия вам нужен только компьютер / планшет / смартфон и доступ к интернет.
  • Примерная продолжительность каждого онлайн-практикума — 1,5 часа.
  • Вы получаете бесплатный и неограниченный по времени доступ для просмотра всего Цикла практикумов.
Принять участие
Выберите онлайн практикум или приобретите весь цикл по специальной цене.

"Как читать ребенку"

Практикум №1
600 руб.

«Как читать в 1-3 года»

Практикум №2
600 руб.
А что, если…

А что, если мой ребенок в 4 уже сам читает? Нужны ли мне эти практикумы?

Когда говорят: «Я научила ребенка чтению в два, а сейчас ему четыре, он отлично развит и обожает читать», лучше отложить эту беседу лет на пятнадцать. Потому что результат воспитания и образования будет виден очень не скоро.

Замечательно, что ребенок сейчас может читать предложения. Однако в 4 года у ребенка еще не сформированы навыки читать целые истории и анализировать, сравнивать и обобщать самостоятельно. У него еще не так хорошо развит зрительный анализатор и нейронные связи в мозге, как у семилетнего. И он не еще не может сам сопоставить себя с героем и использовать его опыт в своей жизни. Для этого нужен взрослый, который прочитает и поможет осмыслить. На курсе педагог и психолог Марина Озерова расскажет, как это сделать.

А что, если я не могу читать ребенку каждый день?

Заниматься с детьми бывает сложно. Не хватает терпения и знаний. Конечно, можно привлечь к чтению няню, бабушку и других помощников, чтобы читать понемногу, но каждый день. Ребенок не может сам внимательно прочитать и разобраться в этом. Ему нужна помощь взрослого!

Но полностью перекладывать чтение на помощников не стоит. Это такая возможность побыть вместе! Тем более, что для этого нужно не так много времени. А тепло, внимание, и которые вы вложите в чтение ребенку обязательно дадут результат.

А что, если я не увижу результат?

Все зависит от ситуации и задач, которые вы ставите. Развитие — небыстрый процесс. Ребенок, который уже возненавидел книги, не начнет их любить во мгновение ока. И чтобы укрепить отношения и вернуть эмоциональный контакт, тоже нужно время.

Но продолжать читать ребенку, подбирать книги и пробовать приемы, о которых вы узнаете на практикуме, обязательно стоит.

А если ребенок не любит, когда ему читают вслух?

Чтобы ребенок привык, что вы читаете ему и вместе проживаете истории из книг, нужно время и регулярное повторение. Марина Озерова рассказывать на практикумах, как заинтересовать ребенка в разном возрасте, как выбрать книги, которые захочется послушать, как создать нужную обстановку.

А что, если ребенок читает сам запоем — и его не оторвать от книги?

Замечательно, что ребенок любит читать. Но это не должно заменять настоящие приключения. Если ребенок ушел в выдуманные миры, нужно потихоньку его оттуда возвращать. Читая ему книги, вы разделяете с ним переживания и помогаете ему вернуться.

Сомневаетесь?
Тогда посмотрите, что говорят участники Цикла практикумов «Чтение ка приключение»:
«

Мне очень понравилось! Живой ум Мариночки + материнский нежный опыт сделали свое дело!!! «Воды» ((пустой болтовни) раздражающей) как в других вебинарах не было! Очень приятно удивлена!!! Марина, благодарю!!! А метафора про «наши Вопросы как цветочкив букет вам» — это прямо тепло любви в сердце)

Наталья

»
«

Огромное спасибо Марине, замечательный оратор, много полезной информации. Ждем обещанных списков по возрастам и ответа на вопрос, стоит ли перечитывать…

Алена

»
«

Киев, сын 1,8, начал слушать сказки и стихи, до этого только смотрели книги и с удовольствием узнавали, рассматривали, изучали всех героев и обстановку. Очень и очень импонирует ваше мнение о том, что от ребенка нужно отстать и дать ему побегать.

Ольга

»
«

Очень интересно и познавательно, много узнала нового для себя! Марина очень лаконично и делу. Ровно в том же стиле, что и книжка Марины про детское рисование.

Юля

»
«

Спасибо огромное! Узнала много полезного. Ребенко принес сам книгу «Приключения Тома Сойера», будем читать. Раньше приходилось уговаривать) Еще раз спасибо!

Кристина

»
«

Очень понравилась Марина Озерова и ее идеи. Очень интересная и свежая для меня концепция об активном ребенке, исследующем мир внешний и внутренний. И то,что если этот процесс нарушен (например, зависимостью от гаджетов), надо сначала работать с личностью, а потом уже книжки читать. Очень много интересных практических советов и идей о чтении на каждый возраст. Спасибо большое!

Евгения Назарова

»
У вас остались вопросы?
Пожалуйста, напишите нам на adm.bmshkola@gmail.com. Обо все расскажем, на все вопросы ответим!

С нами уже 130 000+ родителей!

Присоединяйтесь и первыми узнавайте о важных событиях, получайте спецпредложения и уникальные экспертные материалы об отношениях с детьми и близкими →


You have Successfully Subscribed!