Станьте Шерлоком и разгадайте загадочное поведение ребенка! • Школа родительства «Большая Медведица»

В «неадекватном» поведении ребенка часто виноват… просто возраст. И разгадывать загадки каждого этапа развития, оказывается, интереснее, чем читать закрученный детектив.

Как в реальной жизни мы можем применять знания о развитии ребенка в разном возрасте? Лучший ответ на этот вопрос ―  многочисленные примеры из родительской практики, которые разобрала Екатерина Бурмистрова на прошедшей вводной лекции из Цикла «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника».

К одной из описанных ситуаций мы обратимся в сегодняшней публикации, чтобы увидеть, насколько иначе можно действовать и воспринимать детские «странности», если понимать взаимосвязи между поведением ребенка и его возрастом.

«Катастрофа на ровном месте»
(о значимой разнице в реакциях детей 2-3 лет и 3.5-4 лет)

Во время трансляции нашу команду и слушателей не покидала мысль: «Неужели ребенок так сильно отличается от взрослых и настолько глубоко меняется в каждом возрасте?» Оказывается, разгадывать загадки каждого этапа развития интереснее, чем читать закрученный детектив.

Рассмотрим знакомую для родителей 2-3-летних детей ситуацию. Она особенно актуальна сейчас, когда на улице снег, ветер, холодно и скорее хочется домой →

Вместе с ребенком вы возвращаетесь с прогулки, уставшие и замерзшие. Хочется побыстрее зайти в подъезд и оказаться дома. Вы нажимаете кнопку домофона и… катастрофа! Ваш ребенок заливается громким плачем и протестует.

Что произошло?

Обычно, когда нет спешки и не так холодно, на кнопку нажимает ребенок. Да, вы помните, как ежедневно все происходит, но именно сейчас для скорости решаете поступить по-другому. Сюрприз в том, что для ребёнка 2-3 лет этот эпизод — самая настоящая катастрофа.

В этом возрасте у ребенка складывается один жёсткий сценарий без вариантов: «он сам прикладывает ключ к замочку или нажимает кнопочку».

Если ритуал нарушается, мгновенно может наступить эмоциональный обвал ― та самая «катастрофа на ровном месте».

Как мы обычно объясняем подобное поведение?

Бывает, от усталости думаем, что ребенок ведет себя так специально. Прочитав эпизод с кнопкой как поведение «назло», мама может сказать:

«Перестань, прекрати, это мелочь!  Мы идём домой, у нас там суп».

Но ребёнок не слышит. В 2-3 года гибкий сценарий ещё не выработался. Истерика может еще долго продолжаться уже дома. Зависит от того, насколько ребёнок энергичный.

Что же делать родителям?

Если мы учитываем особенности возраста, то знаем, как ребенок воспринимает мир на конкретном этапе развития.

Сейчас у него есть точно прописанный, день изо дня укрепляемый, конкретный сценарий поведения при входе в подъезд. Нажав на кнопку, вы сломали ему игру, которая ещё не стала вариативной.

В 3,5-4 года наступит совершенно другая эпоха развития, когда ситуация «мама открыла дверь сама» не вызовет такой эмоциональной бури, потому что у ребёнка появятся варианты сценария. Он скажет:

«Да, здесь не нажал, тогда нажму на кнопку лифта».  

«Сегодня не нажал, а завтра нажму».

Это уже следующая ступень развития мышления. Эпохи меняются, когда приходит время. Как бы мы ни старались, к счастью, не можем ускорить внутреннее развитие ребёнка.

Важно и одновременно ресурсно для родителей не искать в сложных ситуациях, когда вы не знаете в чём дело, плохое поведение и непослушание, а думать, какая особенность возраста может проявляться у ребенка сейчас.

Практически за каждыми слезами, нерешительностью, молчанием стоит интересная и непонятная взрослым загадка возраста. В наших силах разобраться, как мыслит ребенок и как меняется его психика, когда он растет. Тогда вместо того, чтобы пресекать и «воспитывать», мы будем будем находить логические взаимосвязи и обходить «острые ситуации», которые изматывают и ребенка, и родителей.

По мотивам вводной лекции Екатерины Бурмистровой к Циклу «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника» ▶️ https://goo.gl/L2SxsQ

❗️ЗАПРЕЩЕНО любое копирование данного текста без активной ссылки на источник ©️bmshkola.ru Школа осознанного родительства Большая Медведица

Ещё одна рекомендация для родителей от психолога Екатерины Бурмистровой: https://goo.gl/diCFeP