Подарочные дети (шпаргалка для родителей детей-флегматиков) • Школа родительства «Большая Медведица»

С одной стороны, это те самые дети, про которых все говорят: не ребенок, а подарок. С другой стороны, если у ребенка-флегматика есть любимый медведь, то это должен быть именно такой медведь и никакой другой. Поэтому с детьми-флегматиками всегда по рукой нужно иметь дубль игрушки. Правда, и дубль может оказаться не тем медведем, потому что у того «правильного» как-то совсем чуть-чуть иначе были расположены глаза.

Как определить, что ребенок флегматик? Он довольно долго привыкает, когда вы приезжаете или переезжаете на новое место. У ребенка-флегматика не быстрый темп речи. В речи не так много эмоций. У ребенка-флегматика довольно устойчивые привязанности вообще и привязанность к книжкам, игрушкам, в частности. Если, не дай Бог, этот любимый медведь потеряется, не пойдет никакой другой новый, лучше. И в общем-то, если у ребенка-флегматика есть какой-то такой, так называемый, переходный объект — игрушка, к  которой ребенок очень сильно привязан, то спокойнее иметь её дубль, пока он еще в продаже.

К людям, к друзьям, к няням, к родственникам этот ребенок тоже очень привязывается. И ладно, если это родственники, которые никуда не деваются, а если это няни, которые склонны не работать подолгу, то тут для ребенка-флегматика может быть конкретная травма привязанности. Очень постоянные, очень надежные они даже в раннем детстве. Во взрослом возрасте это такие трудно меняющие направление и в жизни, и в предпочтениях люди. И медленные.

Если говорить о сильных сторонах флегматика, то именно про таких детей часто говорят, что это не ребенок, а подарок. Они не истерят на пустом месте — только если вы их прерываете, выдернули или заставляете ускоряться. Они могут быть детальными специалистами. У меня был знакомый мальчик, который к четырем годам знал 250 подвидов динозавров. Он их отличал по каким-то наростам, плавникам, чешуйкам, формам морды. То есть у него были знания фактически уже академического уровня по динозаврам. Это те дети, которые в три года отличают марки машин  и не просто марки, а модели, выпуски.

Они могут очень подолгу сидеть за любимым занятием, за конструктором, рисованием, мозаикой. Они довольно рано могут начать читать, поскольку возбуждение им не мешает. В общем-то, сейчас, по нынешним временам , огромное счастье, если вы не сделаете своего флегматика зависимым от экрана, потому что, в общем-то, он может уходить и в игры на планшете так же глубоко и детально, и так же сложно будет его оттуда вытаскивать. Так что, в общем-то, большая, хорошая задача — научить флегматика читать и как можно дольше удержать его от экрана. И вот это качество, что они очень тотально углубляются в деятельность, в раздумья и очень сложно переключаются, должно быть, конечно, на первом месте.

Как аккуратно переключать флегматика. Я расскажу про такую простую штуку — так называемое правило «трех звонков». Невероятно полезное при создании возможностей лучшего понимания. Если ваш ребенок, флегматик или просто маленький ребенок, погрузился в деятельность, его нужно предупреждать трижды о том, что скоро наступит перерыв и изменение деятельности. И первый раз вы ему говорите: «Все, у тебя осталось 10 минут». При этом мы помним, что для ребенка 10 минут —  это полная абстракция, он не знает, что такое 10 минут. И до семи лет он знать это не должен, не обязан. И нужно помогать. Мы там можем ставить тикающий таймер, кухонный, но по факту в правиле «трех звонков» вы предупреждаете: «У тебя осталось 10 минут». Потом второй звонок.  «Смотри время заканчивается, у тебя осталось три минуты, сворачивайся» . Третий звонок: «Смотри у тебя осталась всего одна минутка, и скоро мы должны будем закончить». Но это еще не занавес. Занавес — это когда вы подходите и спокойно пытаетесь помочь флегматику из этой деятельности выйти. Они люди инерционные, и даже такая прекрасная терапевтичная штука, как правило «трех звонков», сработает у вас не сразу, а может, на каком-нибудь тридцатом или сороковом повторении.

Для флегматиков очень важно, чтобы выработался динамический стереотип — система реакций на время. Когда у него возникнет шаблон реагирования, он будет понимать, к чему ведет вот это ваше правило «трех звонков». Обычно на выработку подобного рода реакции уходит где-то шесть, семь, восемь недель — это такой классический период адаптации. В общем, если вы будете практиковать и сохранять спокойствие, то ребенок освоится с этими временными интервалами, с «тремя звонками», и переключаться ему будет чуть легче. Но если технику безопасности не применять и флегматика резко выдергивать, то может возникнуть  медленный взрыв. Флегматики в целом не вспыльчивы, но уж если они взорвались, то они довольно долго возвращаются в норму. Это очень относится ко взрослым флегматикам.

Их огромная работоспособность в сочетании со стрессоустойчивостью, уравновешенностью делает их непревзойденными специалистами. Они очень упорные,  могут идти к своей цели и на сбивание не реагируют. Их ресурс  — это время, тишина и медленные изменения. Но они при этом  медленно сходятся с людьми, им очень сложно адаптироваться, им нужно время на адаптацию, они очень инертны во всем. Это люди, которые будут ездить одной и той же дорогой; и если перекопают эту улицу, не дай Бог, или сменят порядок движения, это будет сильный стресс. Они будут выбирать носки одной марки или там, брюки, и это будет катастрофа, если их перестанут завозить. Они не скрытные, но им сложно делиться эмоциями. И при переутомлении, при жизни в высоком темпе, у них может возникать существенная вялость.

Екатерина Бурмистрова, психолог, автор цикла онлайн-лекций «Пойми меня. Атлас психологии дошкольника»

https://bmshkola.ru/project/pojmi-menya/