Одни против всех • Школа родительства «Большая Медведица»

Школьная травля: кто виноват и что делать

— Разбирайтесь сами, — говорит учитель.
— Ябедничать плохо, — диктуют правила одноклассники.
— Не связывайся с ними, — учит бабушка.
— Подумай, может ты сама провоцируешь, — направляет папа.
— Не обращай внимание, — говорит мама.

Как? Как не обращать внимание на издевательства? Как не обращать внимания, если тебе больно, обидно, страшно? Как разбираться, если ты одна против всего класса, без поддержки взрослых, и тебе всего 9 лет?

Весной традиционно увеличивается число обращений по причине школьной травли. Как будто три четверти получалось терпеть, а потом уже сил никаких нет, уже принято решение о переходе в другую школу с нового учебного года, но надо как-то доучиться последнюю четверть… Редко приходят вовремя, когда проблема только-только обозначилась. Чаще, когда всё уже очень запущено. Между тем, школьный буллинг — это такая проблема, с которой ребенок не может сам разобраться. Необходимо вмешательство родителей, педагогов, психологов. Гипотетически жертвой буллинга может стать любой член коллектива. Но чаще всего жертвами становятся недостаточно уверенные в себе дети.

***

— Понимаете, у нас проблема, он стал воровать.
— У кого?
— У одноклассника.
— Зачем?
— Его заставили.
— Как заставили?
— Другие одноклассники. Сказали, что если не возьмешь, мы про тебя всем расскажем, что ты писаешься.
— Энурез?
— Нет-нет, он не писается, но боится, что им поверят.

И я понимаю, что проблема вовсе не в воровстве… Это уже третий случай за мою практику, когда ребенка принуждают к воровству с помощью шантажа.

— Приводите мальчика.

Ему всего 7 лет. Первый класс. Хорошие физические данные. Подозреваю, что он на голову выше некоторых своих одноклассников. Но при этом очень неуверенный в себе, зажатый. Его толкают, пинают, а он не может постоять за себя. Он закрывается от ударов, но не может дать сдачи. Голос очень тихий.
И первое, что мы учимся делать – громко рычать. Мы играем в тигра. Потом – в зайчика. Потом учимся быстро перевоплощаться из зайчика в тигра. Из тигра — в зайчика и обратно в тигра.

Потом мы идем за ресурсом, поднимаем самооценку. Вспоминаем все достижения за 7 лет жизни мальчика. Включая «сам залез на дерево», «умею мыть посуду» и «помогал папе строить забор» и рисуем про это картинку.

Потом сочиняем сказки, про то, как слабый и обиженный придумал способ, как нарастить себе силу и смог постоять за себя.

Потом мы лепим силу и уверенность из пластилина.

Потом корчим рожи перед зеркалом, снимая лицевые зажимы, дурачимся, смеемся.

А потом я прошу в зеркало показать лицо неуверенного человека. А потом — уверенного. Отмечаю, что прогресс есть, теперь к хорошим физическим данным добавились громкий голос, уверенный взгляд и пластика тигра.

— Покажи, как ведет себя неуверенный человек, которого принуждают к плохому поступку.

Зачем-то я беру в руки большого игрушечного медведя, прячусь за ним и начинаю диалог от его имени.

— Эй, ты, пойди и достань сейчас из портфеля Пети телефон!

Мальчик ссутулился, вжал в голову плечи и поплелся к воображаемому портфелю. (Это то, как он вел себя раньше.)

— Хорошо. А теперь покажи, как ведет себя уверенный человек.

И повторяю, спрятавшись за медведем, свою предыдущую реплику.
Внезапно крепким ударом мальчик выбивает у меня из рук медведя и орет: «Я не буду этого делать!»

В этот удар он вложил все те эмоции, что накопились у него за время травли…
Хорошо, что я прикрылась медведем. Хорошо, что эмоции вышли. Сейчас будем учиться конструктивному диалогу уверенного человека…

Анна Быкова,
психолог

Онлайн-лекция “Ребенок и детский коллектив”
из цикла “Школа без стресса: Правила для начинающих школоводов” с Анной Быковой

Фото: кадр из фильма “Чучело”