Как мы обычно реагируем, если ребенок капризничает, отказывается выполнить что-то важное? • Школа родительства «Большая Медведица»

Игнорируем, рассказываем о последствиях, принуждаем..? Согласитесь, не очень продуктивные методы, которые, к тому же, тянут за собой нежелательные дополнительные эффекты.

Evgenia Hin, соавтор курса «Игры разума» в Школа осознанного родительства Большая Медведица, предлагает необычный инструмент из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) под условным названием «Задача и есть решение».

Для лучшего понимания поясним сразу на примерах.

 Пример 1 из жизни Евгении Гин.

Утро. Просыпается мой ребенок и начинает капризничать. У нас всегда на ночь открыты окна. От этого утром довольно холодно в комнатах и главное ― холодный пол. Поэтому утром я всегда надеваю ему носочки.

Этим утром ребенок проснулся не в настроении: «Не хочу я надевать носки, не буду!» Начинает капризничать.

Я могу пуститься в долгие разговоры, что не очень продуктивно. Могу начать ругаться. Могу еще миллион вариантов придумать. Но один из вариантов, который действительно эффективен, ― это поставить задачу перед самим ребенком.

Внимание! Задачу нужно поставить правильно. Поэтому сначала мы обращаемся к цели:

что на самом деле важно в сложившейся ситуации?

почему/для чего нам нужно, чтобы ребенок что-то сделал?

Получаем: мне же не нужно, чтобы сын надел носки. Мне нужно, чтобы ему не было холодно. И я говорю: «Хорошо. Не хочешь носки, не надо. Придумай тогда, как сделать так, чтобы твоим ножкам не было холодно».

Всё!

Капризы исчезают моментально, потому что одновременное решение задачи (мышление) и причитания ― не совместимы.

Еще один эффект: у ребенка как будто глаза открываются: «Что-то необычное происходит!» Интерес ― лучшая мотивация.

 Пример 2.

Как сделать, чтобы дети убирали игрушки за собой?

Превратить ситуацию в открытую задачу и переадресовать детям. В качестве одного из вариантов: «А придумайте, как убрать игрушки с пола без рук».

И дети с таким удовольствием это делают! Никаких конфликтов. Бывает, конфликт уже разгорается, и тут мама вспоминает, что можно поставить задачу. И все переходит на другой уровень.

В итоге, дети и мышление размяли, и удовольствие получили, и комната убрана. И при этом мама не становится аниматором для собственных детей.

Рассмотрим другую ситуацию: от положительного в целом действия ребенка есть дополнительный нежелательный эффект, и Вы хотите от этого минуса избавиться.

Что делать?

Не пресекайте действие целиком ― снова превратите «просто ситуацию» в задачу.

 Пример 3 из жизни Евгении Гин:

Я разгружаю стиральную машину. Рядом крутится сын, которому нет еще и трех лет. Он мне помогает: подъезжает его грузовик, туда валится куча чистого белья, которое тут же оказывается на полу. Все это тащится к сушилке за грузовиком, где я это развешиваю.

Меня не устраивает такая ситуация. Я могу отказаться от помощи сына. И часто родители делают именно так. Нас не устраивает какая-то деталь, а действие ребенка в результате пресекается целиком. Потом мы переживаем, что, повзрослев, ребенок не желает нам помогать, потому что когда он хотел, мы обрывали его ― помощь была «не такой».

Как иначе можно поступить?

Лучше ситуацию снова превратить в задачу. Я говорю: «Степа, конечно, ты мне здорово помогаешь. Но видишь, у нас чистое белье падает на пол, который все же не настолько чистый, как это постиранное белье. Давай придумаем, как сделать, чтобы белье по пути не пачкалось».

И мы придумываем к этому грузовику прицеп из чистого пакета. Все довольны! Ребенок рад — у него новая интересная игра. И мама довольна. А все почему? Потому что придумали и решили задачу.

Конечно, это НЕ универсальный инструмент на все ситуации с ребенком. Но он работает!

Итак, вкратце по шагам:

 Определяем истинную цель: почему нам важно, чтобы ребенок что-то сделал (ОЧЕНЬ часто на этом этапе задача вообще отпадает сама собой).

 Превращаем ситуацию в открытую задачу (задачу, у которой может быть множество вариантов решений) и переадресовываем ее самому ребенку. Если ребенку пока тяжело самому справляться с поиском решения или с самим решением, помогаем ему.

Сегодня, 21 ноября в 22-00 мск, мы встречаемся на онлайн-практикуме цикла «Игры разума» с Анатолием Гином, специалистом, который более 30 лет использует инструменты творческого, нестандартного мышления в педагогике, в жизни и успешно обучает этому других. Будем практиковаться решать жизненные задачи.

Подробнее: https://goo.gl/9NwQQo