Будьте для ребенка утешителем. Показывайте, что утешаться в руках тех, кого любишь – это нормально.

То есть, нормализуйте слезы, разрешайте, защищайте от наскоков других.

«Ой, ну, что он тут разнюнился на пустом месте!» или «Что она тут разистерилась? На шею уже села!»

Ребенку надо поплакать – пусть поплачет.

Если ребенок сопротивляется тому, что вы его жалеете, то не форсируйте, конечно.

— Нет, мне не больно! Отстаньте от меня от меня! Отстань от меня! Я совсем не грущу!

Подкрадывайтесь потихонечку. Начинайте с мелочей. Замечаем, что что-то расстроило: «Тебя что-то расстроило? Это просто тучка на небе. Да, тучка на небе, чёрненькая. Конечно, хотелось бы солнышка…» Где-то подыгрываем ребёнку.

Нам важно не проработать с ним какую-то ситуацию болезненную, а прочистить вот этот канал к слезам. Будет прочищен канал к слезам – процессы адаптации будут идти, и полученные переживания или травма не нанесут никакого урона психологическому развитию.

Мы замечаем, что что-то расстроило ребёнка, подходим, выражаем сочувствие – и тут же ретируемся, пока ребёнок не очухался и не воздвиг защиту. Можно утешать обходными путями, не обращаясь к ребёнку, а приводя в пример кого-то другого. Где-то в игре, на один шаг отступив, на мишках, на котиках мы показываем, что плакать – это нормально, и грустить – это нормально. И когда ты сталкиваешься с ситуацией, с которой ты ничего поделать не можешь, это нормально.

Ольга Писарик,
психолог

Фрагмент из онлайн-лекции «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл»
© Школа осознанного родительства Большая Медведица

С нами уже 155 000+ родителей!

Присоединяйтесь и первыми узнавайте о важных событиях, получайте спецпредложения и уникальные экспертные материалы об отношениях с детьми и близкими →


You have Successfully Subscribed!