Игра − для радости. И та игра, которая радует, сама по себе часто провоцирует развитие ребенка гораздо больше, чем специально организованная учебная игра. Женя Кац рассказывает, как играть с буками и словами, чтобы это было весело.

🌿Загадки

Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:
− Оно большое?
Я говорю:
− Нет.
− Оно больше стакана?
− Нет.
− Оно квадратное?
− Почти.
− Оно железное?
− Нет.
− Оно деревянное?
− Нет.
− Оно резиновое?
− Да.
− Оно черное?
− Нет.
− Оно белое?
− Да.
− Это ластик?
− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.

Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.

Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.

Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.
− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.
Ребенок говорит:
− Тигр?
− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.
− А-а-а, лошадка!
− Полосатого!
Или я могу сказать:
− Да, только название зверя начинается на букву «з».
− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!
Или я могу сказать:
− Кислый, желтый и овальный.
Ребенок:
− О-о, я знаю, это фрукт.
− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.
− Ага, желтый, лимон!
Или:
− Красный, круглый, его кладут в салат.
Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится.

Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.

🌿Скороговорки и стихи

Проговорить их и взрослому не так-то просто. Поэтому если вы играете с ребенком в скороговорки, начните с себя. Попробуйте сами произнести быстро-быстро и покажите ребенку, как вы практикуетесь, как вы тренируетесь, как вы ее выучиваете.

Можно играть с какими-нибудь стихами: вы начинаете, а ребенок в конце вспоминает подходящее слово.
− Где обедал воробей? В зоопарке у…
− …зверей.
Пока ребенок вспоминает нужное слово, можно предлагать смешные варианты.
− Погостил у носорога, отрубей поел… дорогу.
− Нет, − говорит ребенок, − не дорогу.
− А что же? С порога.
− Не-ет, не с порога.
− А что?
− Немного!

🌿Лишнее слово

Еще можно играть − называть какие-то группы слов и угадывать, кто лишний. Что существенно, в этой игре может быть несколько правильных ответов. В нее можно играть на ходу, предложите ребенку придумывать такие загадки. Но важно, чтобы он объяснил свое решение. Например, я могу сказать: «автобус, трактор, троллейбус, трамвай». Какое из данных слов лишнее? Кто-то может сказать, что автобус, потому что он на «А», а все остальные начинаются на букву «Т». Кто-то скажет, что трамвай, потому что только он ходит по рельсам, а все остальные нет. Кто-то скажет, что трактор, потому что это не общественный транспорт, а все остальные возят людей. Понимаете, да? Любое объяснение годится.

Важно, что ребенку тоже полезно придумывать такие задачи. Ведь только взрослые всегда являются носителями истины в последней инстанции: сначала вы загадываете, потом ребенок. И это не только игра, но и процесс общения. Если вам нравится придумывать, то это отлично.

🌿Снежный ком

Есть такая замечательная игра «Снежный ком». Она и словесная, и развивающая память. Один говорит:
− Кошка.
Второй:
− Кошка, собака.
Третий:
− Кошка, собака, заяц.
Четвертый:
− Кошка, собака, заяц, тигр.
Можно произносить любые слова. Есть также другая версия этой игры. Скажем, первый говорит:
− Я иду в поход и беру с собой ложку.
Второй:
− Я иду в поход и беру с собой ложку и миску.
И так далее. Каждый добавляет свое. Но уже в конце, а не в начале. То есть изначально он должен вспомнить все слова, что сказали до него, потом уже добавить свое.
Когда мы играем с группой детей, то я предлагаю не только называть слова, но еще, если кто-то забыл, можно подсказывать, но только жестами.
Можно называть в каждом слове первую букву, и это тоже для некоторых детей не так-то просто. Но когда вы уже справились, то некоторые загадки − все на одну букву. Например, мы загадываем все слова на букву «М». Я говорю:
− Это такая большая, с колесами, на ней можно ехать.
− Машина.
− Хорошо, тогда я другое загадаю на букву «М». Это такое вкусное, холодное и бывает в вафельном стаканчике.
− О-о, это мороженое!
− А еще это такое сладкое и его делают пчелы.
− Мед.
− А теперь давай ты попробуй что-нибудь на «М» придумать.
И это гораздо сложнее: придумать слово, которое начинается на эту букву, да потом еще его описать − это серьезная работа для ребенка.

🌿Контакт

Эта игра годится, если ребенок уже знает, что такое первая буква, и понимает определение: «это такой зверь, который мяукает». Если он не называет само слово, а произносит описание, то после этого уже можно играть. Я думаю, многие знают правила, но я на всякий случай расскажу еще раз.
Контакт − игра для нескольких человек, надо хотя бы 3-4 участника. Ведущий загадывает какое-нибудь слово и сообщает всем остальным игрокам первую букву, например «К». Остальные игроки начинают придумывать свои слова, которые начинаются на «К», например, один говорит:
− А это не такой зверь, который мяукает?
Ведущий говорит:
− Нет, это не кошка (если он действительно загадал не кошку).
Другой говорит:
− А это не такой, друг Чебурашки?
Ведущий:
− Гена. Нет, подожди, «К». Это не крокодил.
И так все игроки пытаются придумать такое определение, чтобы они поняли, а ведущий не понял. И если вдруг им это удается, например, один из игроков говорит:
− Она сладкая и ее едят вареной.
Ведущий говорит:
− Каша.
− Нет, она растет в поле, она высокая и у нее внутри волоски.
Ведущий говорит:
− Ой, не знаю.
Тогда остальные игроки начинают считать: до 3, до 5 или до 10, это уж как договоритесь. И говорят «Контакт!», а потом хором произносят отгаданное слово. Если у того, кто давал определение, и у того, кто сказал «кукуруза», сошлось, тогда водящий должен сказать им следующую букву.
− Ну хорошо, тогда говорю вам вторую букву. Вторая буква «О».

И дальше все игроки, которые отгадывали, придумывают уже на «Ко». А потом, скажем, они придумали еще какое-нибудь определение, которое водящий не отгадал, тогда у них появляется уже три буквы. И так потихонечку они отгадывают слово. И кто в итоге отгадал, тот становится следующим водящим.

Это игра не такая простая, как может показаться, − в нее и взрослым бывает нелегко играть. Но если вы не торопитесь, не стараетесь непременно обыграть ребенка, то процесс игры доставим всем удовольствие.

Если не пытаться меряться − кто выиграл и кто проиграл, то она вполне работает. Например, позволяет выяснить, как пишутся слова. С детьми бывает очень смешно играть, они придумывают нетривиальную орфографию и не всегда понимают, какая буква следующая в загаданном слове.

🌿Кузовок

Есть похожая игра, когда нам важно не начало слова, а конец: все на «-ок» − «Кузовок».
«Шел Саша в лесок, взял с собой кузовок.
Что на «-ок», все кладет в кузовок».
И рассказываем ребенку, что кузовок – это такая корзинка
− Нашел грибок, положил в кузовок.
Можете рисовать и лепить все, что нашли.
− Что еще можно положить в кузовок?
− Листок (положил в кузовок).
− Что еще?
− Сапог.
− Ну ладно, годится.

🌿Цепочка слов

Многие играют в города, когда придумывают город на последнюю букву, но города для детей младшего возраста − слишком сложно, они не знают так много названий. Поэтому можно играть в обычные слова. И я говорю, например:
− КоТ. Какая у него последняя буква? «Т». Значит, тебе теперь надо придумать на «Т». Ну, давай.
− ТрактоР.
− Ага, тогда я придумываю на «Р». Я говорю «рукаВ», ну-ка, давай подумай, какая у него последняя буква?
И тут возникает интересная вещь. Ребенок говорит:
− «Ф»?
Я говорю:
− Знаешь, это можно проверить. Вот давай подумаем, у куртки один рукав, а если много? Два рукаВа. Мы же говорим «два рукаВа», а не «два рукаФа»
Ребенок соглашается:
− Ну конечно, рукаВа.
− Отлично, теперь ты знаешь. Рукав – последняя буковка «В». Видишь, мы с тобой это проверили.
Совершенно не обязательно говорить, что потом ты будешь учить это в школе. И это отличный способ понять, проверить, какую букву написать.

🌿Загаданные буквы

Я загадываю какую-нибудь букву, а потом дети предлагают слова, и я говорю, есть ли там эта буква, и если есть, то сколько раз она встречается. Например, они говорят:
− Кот.
Я отвечаю:
− Нет такой буквы, ни одной.
Дети продолжают:
− Гора.
Я подтверждаю.
− Одна.
Они говорят:
− Ананас.
Я:
− Ни одной.
Они говорят:
− Рыба.
Я:
− Одна.
И тогда они уже могут предположить, какая это могла быть буква. Например, сейчас я загадала «Р».
А можно попросить ребенка загадать букву, и тогда уже его будет очередь пытаться понять, какие буквы есть, а каких нет. И это довольно серьезный анализ.

Автор: Женя Кац
Цикл онлайн-лекций «Игра и дети»

comments powered by HyperComments
mautic is open source marketing automation

С нами уже 29 000+ родителей

Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о событиях и получать спецпредложения

 


You have Successfully Subscribed!